Торжественное чествование космонавтов в Звездном городке. Поздравление Президента Греции Константиноса Стефанопулоса.
Впереди - признание Греции и теплые объятия мамы.
Минул месяц со дня приземления МТКК "Атлантис". По совету благожелательной Светланы Острейко - секретаря-референта РКК "Энергия" выходим на связь после ноябрьских праздников, предварительно посылаем в адрес нашего Федора поздравительную телеграмму от Московской греческой общины и его печатного органа "Греческой газеты" с успешным завершением космической "одиссеи". Ждем с нетерпением встречи - надежда увидеть космонавта на Приеме по случаю Дня вооруженных сил Греции в Посольстве Греции, а ему и его супруге подписано приглашение персонально Послом Греции в России Димитриосом Параскевопулосом, 21 ноября сего года, не реализуется. На следующий день у Федора Юрчихина ответственнейший день - церемония чествования его российских космонавтов, а также бельгийского и канадского.
Федор, в свою очередь, приглашает Посла Греции, военного атташе Панайотиса Кальфаса, Советника посла по печати г-на Спиридона Хатзараса, представителей греческих СМИ, среди коих удостоена чести и "Греческая газета", на церемонию чествования космонавтов. Приглашение с благодарностью принимается.
Звездный городок. 12.00 22 ноября. Мы становимся свидетелями незабываемого праздника. Действие по уже давно устоявшейся традиции начинается у памятника 1-го космонавта Планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Перед въездом в Звездный городок проезжаем памятное место - "пикирующий бомбардировщик" Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи - соплеменника Федора Юрчихина, о коем Ю. Гагарин сказал: "Без полета Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года". Вот такие невольные путевые ассоциации. Низкий поклон Григорию Бахчиванджи - нашему герою-соплеменнику, урожденцу Краснодарского края, в далеком 1941 году защищавшего небо Москвы от фашистской авиации.
Красочный торжественный церемониал плавно перетекает во Дворец Космонавтов. Столько знакомых лиц, среди коих кумиры советского детства и юности. Так хочется повернуть время вспять и увидеть среди живых 1-го и 2-го космонавтов, Владимира Комарова, трагически погибших в 1971 году трех космонавтов Волкова, Панаева, Добровольского, ушедших из жизни Г.Берегового, А. Николаева, В. Левченко.
Ведь космос и космонавты - это предмет самой большой гордости в СССР и самое святое, что осталось в сегодняшней России.
… в Президиуме космонавты приземлившихся экипажей, среди коих бельгиец, наш россиянин-грек, руководители Центра подготовки Космонавтов, руководители космической отрасли. Что ни имя то легенда: Академик Семенов Ю.П., Коптев Ю.Н., Княжук П.Н., Александров А.П, Рюмин В.В., Стрекалов Г.Н. Почетные гости среди коих и официальные представители Греции - посол Греции в России Димитриос Параскевопулос. Трогательно звучит просьба бельгийского космонавта, адресованная к своей учительнице русского языка, проявить на сей раз снисходительность к его русскому, а так же благодарность российским коллегам, которые в полной мере научили его великому и могучему (в зале смех!) Посол Димитриос Параскевопулос по его словам обращается к космонавту Юрчихину "на его родном языке". Президиум понимающе тепло улыбается - факт крепких братских греко-российских отношений (спасибо политикам обеих стран и особенно главе МИДа Греции Г.Папандреу, ставшему для Москвы своим родным и близким и понятным союзником).
Г-н посол передает Федору Юрчихину привет и поздравление от главы Греции - президента Константиноса Стефанопулоса.
Далее Посол Греческой Республики в России подчеркнул, что эпоха сотрудничества, способствующая более полному взаимопониманию между государствами и народами, развивается не только на Земле, но и в космосе. Д. Параскевопулос в дар Центру подготовки космонавтов презентовал фигуру древнегреческого мифологического персонажа - Бога Гермеса - покровителя путешествующих и предприимчивости! Федор держит ответное слово и полностью покоряет меня: "Да ведь он, батенька, еще и дипломат!"…
Праздник завершается исполнением гимна России.
В вестибюле космонавтов окружают многочисленные поздравляющие, школьники, коллекционеры их автографов, кои они оставляют на своих фото, многочисленные представители СМИ среди коих и две камеры ТВ Греции - страна уже вечером и в последующие два дня уик-энда узнает о своем знаменитом соплеменнике - российском космонавте Федоре Юрчихине - 1-м греке, полетевшем в космос. Новость для Греции сенсационная - вот так, как в древнегреческих мифах вошел в пытливые, предприимчивые умы греков как "божий дар" (так переводится имя нашего героя) их невесть откуда взявшийся нежданный соплеменник. Слог литературный как у Демосфена, лоб Сократовский, взгляд Аристотелевский!
Более всех, сужу по внешним признакам, покорен военный атташе республики Греция г-н Кальфас. Вот так в России чествуют героев! Общаясь с нашим Федором незаметно попадаешь под обаяние его личности. Интеллигентен, целеустремлен, высокоэрудирован.
Полет на "Атлантисе" дал космонавту Юрчихину ко всему прочему и приличный английский, что мешает ему складно изъясняться на ромейском!
Далее космонавт заговорил по-английски, затем извинился:
- я последнее время имею очень интенсивную практику английского и в разговоре с мамой стал путаться, разговор происходил в 2 часа ночи по салоникскому времени, и вместе с греческими словами начал вставлять английские, за что получил от мамы порцию критики.
- Говори на нашем! (это Афанасий Авгеринос, - кор. "Меги", "Элефтеротипии" и "Греческой газеты"(!) предвосхитил слова Микрулы Софоклиевны!
- Вот- вот. Именно это она мне и сказала! Я очень желал бы, что в ближайшем будущем мне доведется увидеть моих родителей, родного брата Панайота, его семью.
- Когда же тебе удастся увидеть родителей?
- Я надеюсь, что проведу свой день рождения - 3 января - в Греции.
Федор дарит свои подарки г-ну послу, официальным гостям - фотографию членов экипажа "Атлантиса", нашивки с фамилиями всех членов экипажа, а также значок их космической команды. Г-н посол приглашает космонавта Юрчихина в ближайшем будущем посетить Посольство Греческой республики, дабы быть представленным дип. персоналу посольства, греческой общественности России. Официальные лица покидают Звездный городок…
Нам же с Афанасием Авгериносом предстоит общение с космонавтом в более камерной обстановке - в космическом павильоне и модуле космического корабля, а также нанести визит его тыловой поддержке - семье, познакомиться с его супругой Ларисой и чудными дочурками Дарьей и Эленицей. Космонавт Юрчихин отлучается на час в банкетный зал, а мы отправляемся с инспекционным вояжем в столовую Звездного городка.
Входим в павильон, где находится модуль космического корабля. Перед тем, как подняться по лестнице внутрь космической лаборатории, снимаем обувь - традиция, начавшая отсчет еще со времен Юрия Гагарина. Проходим дальше вместе с экскурсантами, которым Федор принимается объяснять устройство станции: основные узлы, комнаты отдыха, приспособления для передвижения в невесомости, панель связи, позволяющая разговаривать с планетой Землей...
- Федор, а твой первый телефонный звонок был именно отсюда?
Нет, в первый раз я звонил с американского модуля, где есть устройство, позволяющее звонить домой без оператора. Так получилось, что сразу дозвонился именно в Грецию. Там тогда было два часа ночи... Трубку подняла мама.
Вот это называется космическое провидение! 1-й грек-космонавт сделал-таки первый звонок на родину своих исторических предков, своим родителям, своей маме!
- в следующий раз поговорил с папой, братом Панайотом. И наконец, после посадки, когда прибыли в гостиницу, после того, как нас обследовали врачи, я сразу же позвонил родителям и сказал, что у меня все хорошо.
- В интервью "греческой газете" твоя мама Микрула Софоклиевна и брат Софоклис сказали, что космос был твоей мечтой с детства. Пришло ли к тебе сознание, что работа, которую ты завершил, и была твоей сбывшейся мечтой?
- Я совершил, но не завершил! Хочется верить, что это не единственный мой полет в космос, что их будет еще много. А близкие правы, я мечтал о полетах с тех пор, как помню себя. Мне было два года, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Но я отчетливо помню это ощущение праздника. Помню, как отец посадил меня на спину и мы ходили по Батуми, разглядывая радостные, счастливые лица людей. Имена Гагарина, Титова, были всегда на устах. Мальчишки и девчонки, играя, всегда так "награждали победителей": стал первым - ты Гагарин! вторым - Титов!
Федор, ты - первый грек, полетевший в космос…
- Я бы не хотел подходить к вопросу с этой точки зрения. Понятие "Греция" для меня - очень богатое, разностороннее. Влияние ее на мировую цивилизацию настолько всеобще, что и в космосе дух Греции присутствовал, наверное, изначально. Даже само слово "космос" - греческого происхождения.
С другой стороны, конечно, частичка моего сердца принадлежит и современной Элладе. Той стране, которая по своим экономическим, ресурсным возможностям пока стоит в стороне от космических исследований. Если после этого полета ситуация изменится, это будет лучшей наградой для меня. Маленькая Греция - космическая страна! Грек в космосе! Я готов служить этой идее…
- С собой в полет ты взял греческий флаг. Почему?
- Он был моей связью с исторической родиной, с моими предками. Выражение любви к ним. Мои предки - сандеты: они присходили из селения Санта в 50 километрах от Трапезунда. Об их храбрости ходили легенды, говорили, что турки опасались подходить к этим краям. Этот флаг - память об истории моей семьи, моего народа, и среди страниц этой истории -- и турецкий геноцид 1916-23его, репрессии 37-го. Теперь символ греческого государства побывал в космосе. Очень надеюсь, что у меня будет возможность передать его лично главе государства, Константиносу Стефанопулосу.
- Что для тебя значат твои греческие корни?
- Их присутствие я ощущаю постоянно. Как забыть свою бабушку, которая воспитывала нас с братьями Панайотом, Софоклом и Христо? Как забыть родственников, многие из которых живут сейчас в Греции? Греческие традиции, свадьбы, музыку, неподражаемые церковные праздники!
- Ты крещен?
- Безусловно.
- Ты бывал в Греции?
- Да, в 1997 году. Навещал родителей, брата. Но поездить по стране не получилось - так хотелось побыть с близкими…
- А что хотелось бы увидеть?
- Олимп и Парнас. Акрополь. Побывать в Олимпии, Эпидавре, конечно, в первой столице современной Греции - Нафплионе. Родос… Вот первое, что приходит на ум.
- Кажется, что ты неплохо знаешь греческую историю…
- То, что я живу вне Греции, не значит, что я не сопереживаю трагическим страницам ее истории, не радуюсь всему хорошему, что есть в Греции…
- А с какими лицами ассоциируется у тебя Греция?
- Прежде всего с античность. Аристотель и Софокл. Музыка - это Теодоракис, опера - Мария Каллас. Политика - Андреас Папандреу. Именно поэтому я послал приглашение на церемонию запуска "Атлантиса" именно его сыну, главе МИД Георгосу Папандреу.
- А что ты знаешь о сегодняшней политике?
- Знаю, что где есть два грека - там три политические партии! (Смеемся)
- А о многолетних усилиях греческого правительства вернуть фрагменты Парфенона из Британского Национального музея?
- Конечно, знаю! Мне кажется, сегодня это понимают все: язык ультиматумов здесь не сработает. Нужна Добрая Воля, от которой выиграет не только история Греции, но и авторитет Англии. Если это произойдет к Олимпийским Играм, которые всегда были символом этой Доброй Воли человечества, я был бы очень счастлив.
- А какая музыка тебе нравится?
- Мелодии из кинофильмов "Сиртаки" с Димитрисом Папамихаилом и Алики Вуйюклаки, "Грек Зорбас", очень нравится Георгос Даларас. Разумеется, и наша понтийская музыка.
- Отношение вашего космического руководства к присутствию греческих официальных лиц было самым благожелательным...
- Это правда. Знаете, как меня называют коллеги? Первый грек из греческого зала! "Греческим залом" у нас почему-то называется одно из помещений, где сидит гражданский персонал "Энергии". До меня греков там, похоже, не было!
- Какие чувства испытывает космонавт незадолго до взлета? В момент запуска, посадки? Волнение, страх?
- Нет, страха не было. Это не хвастовство: просто весь страх мы пережили во время совместных тренировок, а в момент запуска оставалось только следить за техникой и отслеживать уже знакомые параметры полета. Единственное, что волновало - это оставленные так далеко жена и дети. Думаю, что они-то как раз переживали больше меня.
- Какая она, Земля, сверху?
- Лучше, чем Гагарин, сказать нельзя: она и правда маленькая и хрупкая. И очень красивая…
- А Греция?
- Удивительно, но могу сказать точно, что Эллада из космоса абсолютно узнаваема! Эти острова, изрезанная линия бухточек, берега, горы - как будто выписано пером! Вот там - Салоники… Где-то здесь живут близкие мне люди… Несколько раз я пытался Салоники сфотографировать. Только во время одного витка в сутки - полторы минуты - можно пролететь прямо над городом, в который очень хочется вернуться сегодня...
…Встреча космонавта Юрчихина должна приобрести общественное звучание, общенациональный уровень, как встреча 1-х космонавтов в СССР, вся Греция должна познакомиться со своим соотечественником. Главной наградой Федору Юрчихину, а именно его интересы должны быть поставлены во главу угла - это вступление Греции в космический клуб! Чтобы Эллада, ее политическое руководство, осознали сей непреложный факт участие в космических программах - это мудрая, дальновидная работа на престиж. Авторитет страны. Политический авторитет Греции ее экономический потенциал ну никак не меньше Бельгии, Афганистана, Сирии, Монголии, Бразилии, Саудовской Аравии…
Глубоко символичным было бы участие Греции в космической программе и уже в год Олимпийских игр в Афинах 2004 года страна бы услышала приветствия из космоса своего посланника, коему эстафетная космическая палочка была передана из рук своего соплеменника российского космонавта Федора Юрчихина! Его полет в космос - это призыв к единокровной исторической родине. Греция, которая нежданно узнала о своем Герое - потомке гордой, свободолюбивой САнты, что в 50 км от исторической столицы Понтоса Трапезунда, должна отдать дань Памяти всем, кто сражался за ее Свободу и независимость - космическим полетом в год 25-х Современных Олимпийских Игр.
Федор до конца не мог поверить, что на церемонию чествования его и его коллег приедут в Звездный городок официальные представители Греции - посол Греции в России Димитриос Параскевопулос и другие официальные лица. Посол присутствовал на встрече и мне трудно определить, кто испытывал большее человеческое волнение - космонавт или посол! Сейчас Федору трудно осознать, что будет принят в Греции на самом высоком уровне - главой греческого государства К. Стефанопулоса, коему передаст греческий национальный флаг, что был с ним на "Атлантисе" во время полета и коему должно быть уготовано самое почетное место в музее Современной Греции, а так же он будет непременно принят в Парламенте страны, где парламентарии будут стоя рукоплескать ему.
…Он с детства мечтал стать Гагариным, Титовым, мечтал стать футбольным вратарем, боготворил Олимпийских героев, гордился исторической родиной.
3-го января его день рождения. Накануне к рождественским праздникам он приедет в Грецию, которую, как и свою родную маму он несколько лет не видел.
Так пусть же объятия Родины будут столь же теплыми и трогательными, как и объятия его мамы Микрулы Софоклиевны, отца Николая Федоровича, брата Панайотиса. Пусть возрадуются души его бабушек Евтерпы и Анны и передадут ему из космоса: "Ризам, твоя мечта сбылась. Ты это сделал!"
Никос Сидиропулос, корреспондент "Греческой Газеты", Московское общество греков