Русские и другие эмигранты в Греции

Русские и другие эмигранты в Греции

30.06.2007 19:12

Русские и другие эмигранты в Греции

Я была в Греции не раз. Люблю эту страну как свою собственную, чувствую там себя как дома. Может быть, благодаря единой православной вере, как мне говорили – «You have a cross on the neck, I have so cross too», может быть, потому, что греки просто любят русских. И каждый раз в Греции и на Кипре я встречаю русских эмигрантов – потомственных греков или же просто русских людей, которых судьба забросила в эту страну – жить, работать, учиться.

2004 год, ноябрь. Катерини, Греция. Сижу в парке на скамеечке возле фонтана, вдруг слышу – русская речь. Смотрю – дедуля (примерно 75 лет) с мальчиком идут, ведут разговор по-русски. Приветствую их: «Здравствуйте!». Как дедуля обрадовался! Сказал, что гуляет каждый день, но в первый раз встречает в этом парке русского человека!

Мы разговорились с Анатолием Ивановичем и его внуком по имени Апостол – сравнивая Россию и Грецию. Как он сообщил, в Греции все на высоком уровне – техника (сельскохозяйственная, видео, аудио, бытовая), строительство, автомобили, дороги. Отношение к старости, к ресурсам, к прогрессу – не такое, как в России.

Сказал, что раньше жил в Минеральных Водах, его жена – понтийская гречанка. Когда я положительно отозвалась о Кавказе - была в Минводах, Ессентуки, Кисловодске, Пятигорске, Нальчике, других кавказских городах - обрадовался, как ребенок. Его дети – 2 сына и дочь - еще в 1990 году уехали жить в Грецию, но в первый раз возвратили - насильно, в наручниках! (В кандалах, как сказал Анатолий Иванович). Позже приехали вновь и остались уже навсегда, получив греческие паспорта. А он с женой, больной диабетом, прилетел только в 2002 году. И то, не хотел переезжать – способствовало страшное наводнение на Кавказе, когда затопило города и деревни, их домик в пригороде практически плавал. А родня жены отреклась от больной… Тогда дети забрали их к себе в Катерини. Один сын зарабатывает 50-60 евро в день, второй уехал работать на Кипр «за длинным фунтом». Дочь (разведена) живет здесь, с внуками. Сам он периодически ходит на прием к консулу в Салоники, сейчас у него 2 паспорта (российский и греческий), но через некоторое время будет один – только греческий.

Говорили о ценах, зарплатах и пенсиях, достатке и нищете. Его внуки Апостол и Лена еще не забыли русский язык. Он живет, не горюет, водится с внуками и обратно в Россию не желает! После той жизни у него нет пальцев левой руки, и остался всего лишь один зуб – нижний. Эти факты убивают всю ностальгию…

2004 год, июль. Херсониссос, остров Крит. Захожу в магазин и слышу русскую речь. Беседуют две эмигрантки: одна с Украины в Грецию приехала жить, вторая живет в Германии, на Крит приехала отдыхать. Первой я задала пару вопросов. Оказалось, приехала она сюда 5 лет по туристической визе, нелегально осталась тут работать, потом легализовали. Причем, тут уже жил муж. Сейчас этот способ невозможен, всех депортируют. Хотя Украина 5 лет назад – «полный назад». Нищета, беднота. Вот и живет она тут, работает 12 часов в сутки ежедневно, говорит: «А что хорошего у нас в Союзе было – сплошные праздники с ноября по май, никто и не работает толком. А тут мы не только пашем, но и деньги получаем за свою работу». Сколько, не уточнила, но на жизнь хватает. Но позже я узнала: горничная в гостинице получает 500-600 евро в месяц, продавец в магазине чуть больше.

Кроме русских, тут работает много болгар и албанцев. Вот, например, официант Александр в кафе-ночном клубе. Учился в Болгарии в строительном институте, зарплата строителя могла быть после окончания 160 евро. В итоге после учебы он поставил родителей перед фактом, что едет в Англию. И получил ответ: ну что ж, езжай. Но в Англии ему не понравилось… И он перебирался на Крит, долго добиваясь долгосрочной рабочей визы. Теперь живет здесь 8 месяцев в году (4 месяца проводит в Болгарии), работает еженощно, пока длится туристический сезон, зарабатывая 60 евро за ОДНУ НОЧЬ – с возможной зарплатой инженера в Болгарии не сравнить. За жилье (съемная квартира-студио с террасой на 3 этаже дома) платит примерно 170-180 евро в месяц. Ему 33 года, но волосы почти седые, еще сказал, что от такой работы значительно похудел, так, что брюки стали велики.
Официант в другом кафе, тоже Александр. Эмигрант из Тбилиси. Полгода живет в Афинах, другие полгода работает тут. В юношестве был чемпионом среди юниоров по шахматам. Однако, надо жить на что-то – поэтому он здесь, с меню и блокнотом.

Встречаю на Крите свой очередной рассвет, который наступает внезапно. Восходит солнце – вначале крохотное, потом яркое, огромное. По набережной бродит неугомонный народ. Смотрю, один человек в широкополой панаме внимательно смотрит на девушку в мини-юбке и черных сапогах, ножницами стрижет бумагу. Подошла поближе посмотреть: он вырезает из черной двойной бумаги ее профиль! Вырезал, вставил черную профиль в рамку-мультифору, вручил ей. Девушка долго не верила, что это ей. Долго переспрашивала – это бесплатно? Это мне? Человек стал ходить теперь уже вокруг меня, достал новый лист черной бумаги и начал вырезать другой профиль - мой. Мы разговорились – вначале по-английски, потом по-русски. Он из Македонии, сказал, что по-русски все понимает, но говорит не очень хорошо. Так и разговаривали на 3 языках. Вырезал, достал рамку, вставил меня, слега карикатурную (откуда у меня второй подбородок и брежневские брови? J), вручил. Имя его – Борис Александровский, сказал, что в Македонии ему было совсем плохо, а тут хорошо. Радуется жизни на острове.

2005 год, апрель. Ларнака, Кипр. Именно там я встречаю очередного собеседника-эмигранта, молодого строителя, укладчика черепицы по имени Макс. Его рассказ опять же потрясает. Он жил с семьей в Грузии, в Цалке, до военных событий  80-90-х годов. Потом пришлось бросать всё в Грузии – дом, имущество, привычную жизнь - и нелегально, через Турцию, перебираться в Грецию, в Салоники. Теперь его мать – домработница, прибирается в богатых домах. Отец – сторож-дежурный. Он сам, поработав строителем в Салоники некоторое время, решил перебраться на Кипр. Тут строительство развивается быстрее, да и оплата выше. Живет по соседству со своими друзьями, приехали из Цалки вместе. Вечерами собираются у Макса, вспоминают Грузию, запивая обиды псевдо-русским «тархуном», изготовленным в Салоники из воды, сахара и зеленого красителя.

2005 год, октябрь. Ларнака, Кипр. С друзьями забредаем в восточную кальянную «Пальмира», где я впервые в жизни пробую кальян. Вдыхаю яблочный или дынный пар, внутри агрегата громко булькает воздух. Интересно, но приятно. Сидим на мягком диванчике с подушками, как шейхи, одновременно пьем вино с фруктами. Наблюдаем танец живота в исполнении русской танцовщицы. Вот тебе и восточный танец живота… Правда, в ее исполнении он отличается от виденного мной в Тунисе. Там туниска, танцуя, трясет специальной жировой складочкой на животе (при этом сама она стройная) – это и есть «танец живота» в прямом смысле, живот «танцует» сам по себе. Тут же русская девушка худа, мускулиста, и просто играет мышцами живота. Что наводит на воспоминания о шоу «Мистер Олимпия» и молодых годах губернатора Калифорнии. Хотя в гибкости ей не отказать.

Работают в «Пальмире» русские. Официантке Наташе стало неинтересно жить и работать в Риге. Приехала сюда, прижилась, работает ночами. За каждую ночь получает 15 кипрских фунтов. Ей 27 лет, в Риге 10-летний сын живет с бабушкой. Официантка, она же танцовщица belly-dance Ирина – из Санкт-Петербурга. До этого 4 года жила в Израиле. Старший сын живет здесь с ней. От первого мужа – русского. От второго русского мужа – дочь в Петербурге. Бывший муж не подписывает разрешение на выезд, поэтому ребенок с бабушкой. От третьего, но тоже бывшего (!) мужа-киприота – младший сын. Тоже здесь.

Еще одна латвийская красотка – беременная Алека. Находясь в положении, сейчас уже, естественно, не работает, но до 5-го месяца танцевала в Go-Go girls – на подиуме-возвышении, в купальнике, почти во всех городах Кипра. До этого жила и работала в Латвии, тоже танцевала. Замуж вышла в августе за киприота, который два года жил и учился в США. По всем срокам, родить должна …неделю назад. Конечно, сейчас все разговоры о малыше, о его рождении и будущем.

Много русских людей живет в Греции и на Кипре. Они выбрали эту жизнь для себя как лучшую. Не знаю, насколько это сбылось, но думаю, что они рады гостеприимной греческой земле, яркому солнцу, теплому морю, доброжелательным людям и всему тому, чего не хватало им в России и СССР.

Юлия Кокурина

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 9913

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.