Экономические последствия расширения ЕС для России

19.01.2004 00:00

Экономические последствия расширения ЕС для России

Главные последствия расширения Европейского Союза для России оцениваются, прежде всего, с точки зрения ее экономических интересов. Мы приводим мнения по этому вопросу двух наиболее информированных российских экспертов – замминистра экономического развития и торговли РФ Максима Медведкова, главы российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО, советника президента России по экономическим вопросам Андрея Илларионова, вице-премьера правительства РФ, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, а также члена Европейской Комиссии, курирующего вопросы промышленной политики и информационного общества, Эркки Лииканена.

   Свое видение роли России в расширяющемся ЕС и перспектив развития двухсторонних отношений в интервью журналу «Европа», печатному органу Евросоюза, изложил Максим Медведков, глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО, замминистра экономического развития и торговли РФ:

  

  - В последнее время часто приходится слышать две полярные точки зрения по вопросу расширения ЕС и влияния этого на торгово-экономические отношения Европы и России. Одни говорят, что российские промышленники понесут значительные убытки, другие - что Россия получит выгоду. Кто на ваш взгляд прав?

  - Думаю, что здесь в своих оценках правы обе стороны. Наши коллеги из Европейской Комиссии правы тогда, когда говорят о положительном влиянии расширения ЕС на торговые отношения с Россией в долгосрочной перспективе. Позитивные моменты связаны с тем, что законодательство присоединяющихся стран будет адаптировано к законодательству ЕС, и это означает, что российские компании получат возможность работать в едином правовом поле. В некоторых случаях мы будем свидетелями упрощения таможенных и торговых процедур.

  Но когда думаешь о хорошем, нельзя забывать, к сожалению, и о плохом. А оно заключается в том, что по целому ряду направлений мы действительно можем столкнуться с существенным усложнением условий деятельности российских компаний. Другой проблемой, с которой мы уже столкнулись, стал визовый режим, который ввели все присоединяющиеся к ЕС страны, что негативно отразилось на туристических потоках и развитии деловых контактов.

  С большой степенью настороженности Россия ожидает 1 мая, когда собственно случится расширение, потому что именно тогда может испытать ряд конкретных негативных последствий. В чем эти изменения будут состоять? Поскольку присоединяющиеся страны с 1 мая возьмут на вооружение торговый режим ЕС, то по ряду товаров традиционного российского экспорта увеличатся импортные пошлины. Это касается, например, поставок алюминия, некоторых видов продовольствия. Кроме того, наши производители-экспортеры должны будут платить антидемпинговые пошлины, которые применялись до этого в отношении экспорта на территории 15 стран, но не платились на территории присоединяющихся стран.

  Еще одна из проблем связана с тем, что присоединяющиеся к ЕС страны получат сельскохозяйственные субсидии. Это повысит их конкурентоспособность, соответственно приведет к увеличению их импорта в Россию и нанесет ущерб российским производителям. Другая возможная проблема связана с сохранением объема поставок обогащенного урана на европейский рынок при расширении ЕС. Таким образом, говорить о том, что от расширения ЕС будет только благо, было бы неправильно, как было бы неправильно говорить, что расширение ЕС даст только негативный эффект. Я думаю, что правда где-то посередине. Мы работаем с коллегами из Европейской Комиссии с тем, чтобы эти проблемы полностью или хотя бы частично решить.

  - Какой, на ваш взгляд, может быть общая сумма ущерба для российских компаний-экспортеров?

  - Общий ущерб, по некоторым оценкам, составит порядка 150 миллионов долларов в год, но это то, что можно подсчитать. Может, он будет и больше. При этом я не могу сказать, что расширение ЕС нанесет только ущерб - есть и кумулятивный позитивный эффект, который также сложно подсчитать. Но в любом случае озабоченность наша довольно велика.

  Кроме того, отдельная проблема возникает с Калининградом. Ущерб от расширения ЕС, который будет нанесен российским компаниям, торгующим между Калининградом и остальной частью России, может достичь 4,5-6 миллиардов рублей ежегодно за счет того, что таможенные процедуры могут стать такими же, как и для международного транзита, в результате надо будет платить определенные сборы. Мы ведем переговоры с Европейской Комиссией и надеемся, что эту ситуацию можно будет изменить.

  - Как относится Европейская Комиссия к тем проблемам, которые могут возникнуть у России при расширении ЕС?

  - Все проблемы нашим партнером хорошо известны. По некоторым из них мы практически уже нашли общий язык, в частности это касается применения квот на экспорт российской стали. Наверное, мы стали лучше понимать друг друга и в вопросе применения антидемпинговых процедур. Проблема остается с увеличением тарифов для ряда российских экспортеров. В этом наши партнеры ссылаются на неучастие России в ВТО и на то, что у России нет юридических прав на получение компенсации за высокие тарифы. В итоге Европейская Комиссия практически не готова обсуждать этот вопрос.

  - Бытует мнение, что с присоединением 10 стран к ЕС в торговых отношениях России с этими странами возникнет правовой вакуум.

  - Совершенно очевидно, что ни в чьих интересах допустить подобный вакуум. Тем не менее, большинство будущих государств ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений. Например, денонсированы соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества, или статусе торговых представительств друг друга. Эти вопросы не входят в компетенцию ЕС. Думаю, что это было сделано по ошибке, и нам сейчас нужно понять, как можно исправить сложившуюся ситуацию. При этом необходимо принять совместные меры, которые упорядочили бы процедуру применения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС от 1994 года. Сейчас мы над такой формулой работаем. В принципе это будет правовой акт или несколько актов, которые распространят это соглашение на присоединяющиеся страны.

  - Как повлияет расширение ЕС на переговорный процесс по присоединению России к ВТО?

  - Мы предложили всем 10 странам - кандидатам в ЕС завершить двусторонние переговоры и заключить соответствующие соглашения об их окончании. Примерно половина стран с нашими предложениями согласилась, и с одними из них мы завершили переговоры, а с другими закончим в ближайшие месяцы и подпишем двусторонние соглашения. Некоторые страны заявили, что хотели бы, чтобы эти переговоры продолжала Европейская Комиссия.

  - Как в целом идет переговорный процесс с ЕС по присоединению России к ВТО?

  - Проблемы остаются, но их число постоянно уменьшается. Мы нашли некоторый алгоритм, который позволяет нам последовательно сокращать число спорных вопросов. Это касается и переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, и нетарифных мер. Поэтому я надеюсь, что договоренность, которая была достигнута в ноябре на саммите Россия - ЕС между президентом России Владимиром Путиным и председателем Европейской Комиссии Романо Проди о возможности завершения этих переговоров, в ближайшие месяцы будет реализована. Что касается переговоров по вопросам реформирования газовой отрасли, то сейчас проводится достаточный объем экспертной работы для окончательного прояснения: какие требования касаются ВТО полностью, какие - частично, какие - вообще не касаются. Мы чувствуем, что наши партнеры в ЕС понимают важность и значимость этих вопросов для России.

  В заключение в очередной раз хочу повторить, что позиция России такова: мы не согласны ни в энергетической сфере, ни в какой-либо другой увеличивать объем обязательств или сокращать объем прав, которые установлены правилами ВТО. В этих рамках мы можем искать компромисс…

  Одно из требований Евросоюза к России – урегулировать свои отношения с Литвой, о чем шла речь в ходе визита М. Медведкова в Вильнюс 15-16 января. Проблем, которые предстоит обсудить в самое ближайшее время - порядка 20. Речь идет о судьбе соглашений между Россией и Литвой, которые могут быть изменены после присоединения Литвы к Евросоюзу. Один из главных вопросов - транзит российских грузов через Литву на территорию Калининградской области и обратно: в этой сфере необходимо договорится о тарифах на транспортировку, а также об упрощении таможенных процедур. На сегодняшний момент потери российских компаний от транзита грузов из Калининграда через Литву составляют 6 млрд. рублей в год, что вызвано именно неурегулированностью вопросов с Литвой и Евросоюзом по таможенной процедуре.

  

  Об экономических интересах России в сфере расширения Евросоюза советник президента РФ Андрей Илларионов рассказал в интервью "Радио Свобода"

  

  

  Радио Свобода: Россия обеспокоена расширением Европейского Союза. По оценкам экспертов, от присоединения к ЕС десяти стран Центральной и Восточной Европы российская экономика может потерять миллиарды долларов. Власти России ужесточают свою позицию к будущему расширению Европейского Союза – эксперты уже говорят о том, что между Москвой и Брюсселем начинается новая холодная война. В начале декабря прошлого года группа крупных западных бизнесменов посетила российскую столицу – здесь они услышали весьма резкие заявления членов правительства, а также президента Владимира Путина. Их смысл сводился к тому, что вхождение стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз абсолютно не соответствует интересам российской экономики.

  Москва исходит из того, что расширение ЕС приведет к неизбежному сокращению традиционных рынков сбыта товаров из России. Двусторонние торговые соглашения с новыми членами союза потеряют силу, в результате чего таможенные тарифы на основные товары российского экспорта значительно повысятся. Кроме того, как утверждает экономический советник президента России Андрей Илларионов, новая конфигурация объединенной Европы затрагивает интересы и простых граждан страны:

  Андрей Илларионов: В течение всех последних лет во время этих переговоров между Российской Федерацией и Европейским Союзом российскими представителями постоянно обращалось внимание наших партнеров на то, что в случае расширения ЕС возникают институциональные проблемы, связанные с пересмотром двусторонних отношений новых членов ЕС с Россией, для того, чтобы соответствовать требованиям ЕС. Это касается, прежде всего, приобретения энергоресурсов у России, но также распространяется на целый ряд других товаров, кроме того, это не является ни для кого секретом, хорошо известно, что члены ЕС придерживаются единой политики в отношении виз для граждан, и, следовательно, те отношения безвизового обмена, которые существовали между Россией и целым рядом стран Восточной Европы, перестают существовать. После этого возникают проблемы и издержки, которые знакомы не только для предприятий, ведущих совместный бизнес, продающих те или иные товары в Восточную Европу. Это знакомо практически каждому гражданину, кто ездил в эти страны без визы, а сегодня вынужден обращаться в соответствующие консульства, тратить силы, время, деньги, и так далее.

  Радио Свобода: Сейчас эксперты пытаются подсчитать, сколько потеряет Россия от расширения Европейского союза. Министр экономического развития и торговли Герман Греф говорит, что это сотни миллионов долларов вниз в товарообороте страны. Более мрачные оценки у Владимира Путина – он утверждает, что масштабы финансовых потерь могут достичь нескольких миллиардов в долларовом эквиваленте. В свою очередь вице-премьер Виктор Христенко называет отрасли российской промышленности, которые пострадают в первую очередь – распространение торгового режима ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, по его словам, может нанести существенный ущерб российскому экспорту энергоносителей, металлов, химической продукции, удобрений, а также ядерных материалов. Москва еще пытается договориться с европейскими государствами, но, по словам Андрея Илларионова, ее обеспокоенность там не слышат:

  Андрей Илларионов: Эти проблемы не новые, они постоянно обсуждались, постоянно российская сторона слышала, что этот вопрос неважный, разберемся в ходе процесса, но вот процесс уже подходит к своему логическому завершению, однако, никаких шагов в отношении России в этом направлении не было сделано. Поэтому в очередной раз президент напомнил о том, что эта проблема существует и должна быть тем или иным образом решена.

  Радио Свобода: Российские чиновники утверждают, что нынешнее отношение Европейского Союза к стране иначе как дискриминацией называть нельзя. По мнению Германа Грефа, в переговорах с ЕС Москва декларирует либерализацию торговли и постепенное строительство единого экономического пространства – по факту же происходит обратное – расширение союза приведет к еще большему ограничению в торговле. Министр экономического развития предупреждает, что Россия может решиться и на ответные действия – Греф говорит, что сегодня существует целый пакет претензий от российского бизнеса к европейским партнерам, и если его серьезно рассмотреть, то с местного рынка вполне могут исчезнуть такие товары, как финское масло или, например, немецкий йогурт.

  

  Вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, выступая 17 января на международном аграрном форуме "Восток-Запад" в Берлине, заявил, что расширение ЕС негативно отразится на целом ряде позиций российского экспорта. Тема форума - "Всемирная торговля - перспективы для расширенного Евросоюза и его новых соседей". Для России эти перспективы, судя по словам Гордеева, неблагоприятны, и, в первую очередь, для российских экспортеров сельхозпродукции, так как "введенный с 1 января 2003 года режим квотирования поставок зерновых на внутренний рынок Евросоюза будет наверняка распространен на новых членов ЕС".

  В России предполагают, что ЕС не намерен увеличивать размер общей квоты, подчеркнул на форуме Гордеев, отметив, что за последние два года среднегодовые объемы экспорта российского зерна в состоявший из 15 стран Евросоюз и "десятку" вновь вступающих в него государств составили в среднем 2,2 млн. тонн в год.

  В рамках форума состоялся круглый стол "Новая роль России в мировой аграрной торговле - перспективы партнерства в условиях глобальной конкуренции". Выступая на нем, первый замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Данкверт конкретизировал российские убытки от расширения ЕС. По его словам,  они составят более $200 млн. в год из-за изменений условий торговли сельхозпродукцией. В настоящее время объем торговли России с десятью странами, которые 1 мая станут членами ЕС, оценивается в $300 млн. в год. "Став членами ЕС, эти страны начнут жить и торговать по жестким условиям европейского сообщества, в результате чего уровень торговли с Россией может снизиться до $50-60 млн.", - отметил первый замминистра. Соответственно, из-за закрытия этих рынков Россия может потерять более $200 млн.

  

  Член Европейской Комиссии, курирующий вопросы промышленной политики и информационного общества, Эркки Лииканен, прокомментировал журналу «Европа» свое видение интересов России в сфере расширения ЕС.

  - Какое воздействие будет иметь столь масштабная трансформация политико-экономической карты Европы?

  - Давайте попробуем проанализировать основные последствия этого беспрецедентного интеграционного шага. Прежде всего, каково его значение для самого Союза? Десять новых государств ЕС увеличат нашу территорию на 23 процента, а население - на 19. Что касается экономической мощи, то она повысится всего на 5 процентов. Причины этого всем понятны. Однако, я хочу подчеркнуть, что наши новые партнеры просто горят желанием догнать ветеранов в области хозяйственного развития и активнейшим образом проводят реструктуризацию экономики, наряду с промышленными и социальными реформами.

  Попутно Союз решает гигантскую задачу по преобразованию своих институтов, изменению методов формулирования политики и способов принятия решений. Попробуйте представить себе, что это значит - создать отлаженный механизм согласования интересов 25 суверенных государств!

  - А если рассмотреть основные моменты того, какое влияние окажет расширение ЕС на его взаимоотношения с Россией?

  - Наивно было бы утверждать, что оно не поставит перед ней определенных проблем и не потребует некоторых затрат. Но я глубоко убежден: преимущества, которые в результате получит Россия, будут неизмеримо больше. Я могу проиллюстрировать это цифрами, которые, кстати, приводил в Москве, на V заседании "круглого стола" промышленников ЕС и РФ. Расширившийся Союз - это 450 миллионов потребителей и 25 миллионов фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары, причем по единым правилам и стандартам. Пример: российское изделие, ввезенное в Эстонию, может быть продано на всей территории ЕС - от Португалии до Греции - без дальнейших проверок или сертификации.

  Промышленный рост в новых государствах Союза уже сейчас вдвое выше, чем в странах "пятнадцати", - 3,2 процента ВВП против 1,6. Расширение придаст этому процессу дополнительный импульс. И этот рост процветания, безусловно, скажется на соседних странах, хотя бы благодаря тому, что новички будут наращивать там объемы своих инвестиций.

  - Но ведь неизбежно произойдет определенная переориентация товарных потоков и это затронет и Россию, не так ли?

  - Во-первых, она уже в значительной степени произошла в рамках зоны свободной торговли в соответствии с имеющимися соглашениями. Уже сейчас Европейский Союз принимает 62 процента экспорта вступающих стран, а Россия среди их основных торговых партнеров занимает второе место. Так что изменения, как мы полагаем, не будут драматическими. А во-вторых, - торговля между ЕС и РФ будет, по нашему мнению, нарастать и дальше.

  ЕС недаром считается одним из самых открытых рынков мира, превосходя в этом, скажем, США или Японию. После расширения на долю Союза придется 18 процентов мировой торговли товарами и 24 процента рынка услуг. Обобщая сказанное, я могу сделать такой вывод: опыт предыдущих этапов расширения показывает, что эффект этого шага для всех будет почти исключительно позитивным.

  - К числу выигравших вы относите и тех, кто останется за пределами ЕС?

  - Да. И здесь я хотел бы напомнить об одной нашей политической инициативе, которую председатель Европейской Комиссии Романо Проди назвал созданием "кольца друзей" вокруг наших внешних границ. Речь идет о концепции "Широкой Европы", к которой можно было бы отнести все государства, разделяющие наши общие цели - верховенство закона, демократию и права человека, и готовые участвовать в совместном экономическом развитии.

  В цифрах это "кольцо друзей" можно представить примерно так: страны с населением 400 миллионов человек, то есть таким же, как у Союза "двадцати пяти", но с ВВП, составляющим менее 10 процентов от союзного. Страны ЕС готовы предоставить своим соседям долю европейского единого внутреннего рынка.

  Я хочу подчеркнуть, что ЕС признает особую значимость своих отношений с Россией. Они очень продвинулись вперед за минувшее десятилетие, и перед нами открываются прекрасные перспективы. Достаточно упомянуть хотя бы создание Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), над которым мы сейчас совместно работаем. Его концепция была утверждена на встрече в верхах ЕС - РФ в Риме в ноябре прошлого года.

  - Каковы ее основные положения?

  - Если обрисовать это в нескольких словах, то основной принцип таков: для обеспечения экономической интеграции ЕС и России недостаточно просто либерализовать торговлю. РФ надо предпринять более значительные усилия для того, чтобы внедрить в свое законодательство общие нормы и правила Союза, последовательно проводить их в жизнь и тщательно соблюдать, а также теснее взаимодействовать с различными структурами ЕС.

  - Вы отметили, что эффект расширения ЕС будет преимущественно положительным. Какие шаги, на ваш взгляд, надо предпринять России, чтобы максимально воспользоваться этим?

  - Я бы выделил три момента - продолжение экономических реформ, углубление экономической интеграции с ЕС и либерализацию торговли. По первому направлению Россия уже прошла значительный путь. Принят значительный массив необходимых законов, создающих юридическую базу рыночной экономики. Теперь дело за тем, чтобы это законодательство последовательно и прозрачно проводилось в жизнь. Деловой мир должен быть полностью уверен в том, что законы будут применяться честно, предсказуемо, соразмерно и недискриминационно. Если этого не будет, то любые, самые тщательно проработанные стратегии попросту зайдут в тупик. Мир знает много примеров того, как прекрасные начинания были вконец загублены неэффективностью местных администраций.

  Еще один аспект представляется мне чрезвычайно важным. Россия по-прежнему очень отстает в развитии малого и среднего бизнеса. А в расширяющемся ЕС этот сектор экономики - основной создатель рабочих мест. Понимаете, в Европе сегодня людей обеспечивают работой не гигантские концерны, а преимущественно малые и средние предприятия! К тому же они гибче и оперативнее реагируют на любые изменения обстановки, легче приспосабливаются к требованиям рынка. Уделив должное внимание развитию этой сферы бизнеса, Россия сумеет максимально воспользоваться выгодами расширения ЕС.

  Углубления интеграции России с Союзом мы уже касались, когда говорили о концепции ОЕЭП. Добавлю только, что, по подсчетам независимых экспертов, эта конвергенция может в перспективе привести к тому, что экспорт РФ в страны ЕС вырастет вдвое.

  Теперь о либерализации торговли. Важность этого вопроса иллюстрируется впечатляющими цифрами: если сейчас в ЕС направляется 38 процентов российского экспорта, то после расширения Союза этот показатель увеличится до 50 процентов. Новые государства ЕС станут членами Таможенного союза, действующего в Европе "пятнадцати". Ныне средний таможенный тариф в нем составляет 4 процента, а в 10 вступающих странах - 9, то есть в два с лишним раза выше! Разве выгода не налицо?

  Разумеется, остается большой круг непростых вопросов, связанных с нетарифными барьерами в торговле. Над их снижением надо постоянно работать, что и делается.

  - Здесь мы подошли к насущной проблеме взаимоотношений ЕС и РФ - переговорам о вступлении России во Всемирную торговую организацию...

  - Вообще, эта тема лежит за пределами моей сферы ответственности, в Европейской Комиссии, ее курирует мой коллега Паскаль Лами. Однако, я твердо уверен, что принятие Россией правил торговли, действующих в ВТО, поможет ей шире открыть для себя европейские рынки.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 6764

ИСТОЧНИК: http://www.iamik.ru/