Даю статью (из газеты "Приазовский рабочий" от 3 марта 2004 года) без своего комментария:
"Ситуация
Современный акт античной драмы
Страсти вокруг национального греческого театра получили неожиданное развитие в ...прокуратуре
«Но теперь идет иная драма» – так называлась главка нашего материала о проблемах самодеятельного греческого театра Сартанского Дома культуры им.Тамары Кацы. Вполне естественным было обращение подобного художественного коллектива к мифам Древней Греции, к античной драме, которая, как известно, родилась в Элладе. Но наряду с этим были и другие «обращения», которые и породили новый, современный, акт классической «песни козлов» (извините, но этот жанр лежал в основе античного театра).
Напомним вкратце историю. Руководила Сартанским греческим театром Мария Гайтан, которая до этого около сорока лет проработала художественным руководителем и директором Дома культуры. Она и создала этот коллектив, вынашивала мечту о формировании на его основе профессионального театра. С этой идеей она обращалась в самые разные инстанции – от городских властей, депутатского корпуса Мариуполя до парламента Украины, президента Греции, Всемирного совета греков зарубежья. Поддерживая идею теоретически, ни одна инстанция, понятно, не могла решить всего комплекса вопросов, связанных с ее воплощением, как то - финансы, статус, помещение, кадры, оборудование…
Справедливости ради добавим, что Сартанский театральный коллектив не был совсем уж брошен на произвол судьбы. Поддержку ему оказывали и греческие национальные общества Украины, и историческая родина, и городской бюджет. В городском отделе культуры нам сообщили: «Как для самодеятельного театрального коллектива греческому театру созданы все условия, не худшие, чем для городских самодеятельных коллективов бюджетной сферы».
Нужно также признать, что сама прародительница с равным темпераментом и отстаивала идею возрождения национального театра, и обрушивалась на тех, кто, по ее мнению, этому противодействовал. Попасть в этот разряд и превратиться во врага греческого народа, свидетельствую, было довольно просто. Вот и оказалась в числе таковых директор Сартанского Дома культуры Лидия Митутина. Хотя, полагаю, каждому понятно, что претворение идеи в жизнь менее всего зависело от скромных возможностей руководителя бюджетного ДК. Но Мария Георгиевна на Лидию Харлампиевну обиделась и… написала на нее жалобу в прокуратуру Ильичевского района.
Здесь следует оговорить, что Сартанский ДК никогда не был обычным заштатным Домом культуры. Глубокие культурные корни и традиции, национальный колорит, народные таланты, окружавшие этот очаг культуры, способствовали его неповторимому своеобразию, широкой известности. Безусловно, основы этого заложила и развила Мария Гайтан, ее достойной преемницей стала Лидия Митутина. Она работает директором уже 10 лет, сумела сохранить все действующие коллективы, хотя при нынешнем финансировании культуры и зарплате ее работников это весьма нелегкая задача.
Сейчас в возглавляемом ею ДК работают четыре народных коллектива, в том числе прославленные «Сартанские самоцветы», вокально-инструментальный ансамбль «Эллины», хор ветеранов «Скарби Приазов`я», образцовый танцевальный коллектив «Непоседы». Все они лауреаты многочисленных смотров и фестивалей, участники президентских концертов, дней культуры Донбасса в Киеве.
По словам Лидии Митутиной и художественного руководителя ДК Вячеслава Костица, греческий театральный коллектив тоже имел все основания и возможности получить звание народного, были подготовлены все документы, под это звание коллектив получил бы несколько дополнительных ставок (как получил их недавно хор ветеранов), но Мария Гайтан от такой перспективы отказалась. Она видела греческий театр в качестве самостоятельного коммунального предприятия, на что не получила согласия.
Лидия Митутина рассказывает: «Я никогда не была противницей театра или театральной студии, я только понимала нереальность далеко идущих планов. Мы старались содействовать, чем могли, добывали деньги на аппаратуру, костюмы, одежду сцены, наш художник делал для театральных постановок все необходимое».
Сейчас Мария Гайтан из ДК уволилась. На основании ее письма прокуратура Ильичевского района потребовала проведения проверки правильности начисления и выплаты зарплаты сотрудникам ДК. Каковая и была проведена в декабре прошлого года контрольно-ревизионным отделом Мариуполя, выявившим в этой сфере нарушения. По мнению Лидии Митутиной, запутанное делопроизводство во многом досталось в наследство от предшествующего директора, той же Марии Гайтан, которая, по сути, Дом культуры ей не передавала, будучи в отъезде.
Здесь нужно подчеркнуть, что Дом культуры им.Т.Кацы финансируется из городского бюджета, но при этом является структурным подразделением Сартанского поселкового совета и деньги получает через его кассу. Деятельность ДК подчинена отделу культуры горсовета. Бюджетные районные клубы - одни из самых бедных и, что греха таить, порой идут на нарушения финансовой дисциплины, дабы иметь возможность платить своим сотрудникам дополнительную копейку.
В силу этого, руководителем художественного коллектива был оформлен один человек, тогда как фактически работу выполнял другой - его отец-пенсионер. Все знают, что вокальный коллектив работал, репетировал, выступал во всевозможных концертах, в том числе городских, областных, всеукраинских . Но факт остается фактом, акт – актом, и он констатирует «необоснованное начисление и выплату зарплаты за фактически неот-работанное время».
Аналогичная ситуация с контролером ДК, зарплату которой получала хормейстер «Сартанских самоцветов» в качестве доплаты за исполнение обязанностей хормейстера народного хора. Общая сумма необоснованно начисленной и выплаченной зарплаты составляет свыше 8 тыс. гривен.
Причем все знают, что эта сумма не положена в чей-то карман, что Лидия Харлампиевна бессребреница, а ее гостеприимный дом - один из самых скромных в зажиточной Сартане.
Догадываюсь, что все это слабые аргументы для прокуратуры, которая возбудила-таки уголовное дело. Как и то, что к подобным хитростям прибегают многие и многие руководители малобюджетных учреждений – само государство с его суперостаточным принципом финансирования на это толкает.
Сейчас Лидия Митутина осталась как бы в одиночестве, один на один с контролирующими органами. Хотя, думается, ответственность с ней могли бы разделить и председатель поселкового совета, и заведующий городским отделом культуры. Или хотя бы поддержку оказать. Председатель Федерации греческих обществ Александра Проценко-Пичаджи пообещала, что «с нашей стороны поддержка Лидии будет».
Если бы меня допустили пред строгое лицо правоохранительных органов, то я бы сказала что-нибудь типа речи Подберезовикова из «Берегись автомобиля»: «Граждане судьи, Деточкин, конечно, виноват, но он… не виноват! Пожалейте его, пожалуйста, он очень хороший человек!»
А создание греческого театра – преемника знаменитого коллектива, репрессированного по доносу в 1937 году, – безусловно, очень высокая цель. Но и добиваться ее, наверное, нужно высокими методами.
Татьяна Коростелева. "