Природа и традиции

Первая наша экскурсия – в Эдессу, город водопадов. Доехать до Эдессы можно самостоятельно, на электричке с пересадкой в Плати. Стоимость билета в одну сторону – 14 евро, причем в Плати ждать как минимум час (это если выезжать из Неи Пори в 11-08, что для экскурсии поздновато. В этом случае мы оказались бы в Эдессе только в 13-45). От вокзала в Эдессе до водопадов идти недалеко. Был еще вариант выезжать первой электричкой в 6-25. Тогда время ожидания в Плати составило бы минут тридцать, в Эдессе мы оказались бы в 8-37. Но вставать так рано в отпуске! Стоимость экскурсии в «Еви Турс» была 40 евро, причем, кроме Эдессы, поездка включала в себя визит в деревню Севастьяна, где нас обещали накормить завтраком по местной традиции, потом Эдесса, и напоследок термальные источники Лоутра Позар вблизи Аридеи. Решено было взять экскурсию.
Раннее утро обрадовало нас свежестью. Солнце только вставало и золотило вершины Олимпа. На улицах практически никого не было.

К 8 часам мы подошли к месту сбора. Нас ждал экскурсионный автобус, не самый большой – мест на 40. Загрузились, по пути сделали еще пару остановок в нашем поселке, потом выехали на федеральную трассу. В автобусе была разноязычная публика. Четыре экскурсовода вели экскурсию на польском, венгерском, румынском и русском языках. Причем польских и венгерских туристов было много, для них экскурсовод говорил через микрофон. Румын было три человека, а русских – только мы с сыном. Наши экскурсоводы сидели рядом с нами и рассказывали все, что нам было интересно. Фактически, у нас был персональный гид, причем у нас был диалог, так как я много предварительно читала о Греции и задавала много вопросов. Нам такая форма экскурсии очень понравилась. Маша, молодая девушка, только два года работает экскурсоводом. По происхождению русская, но с восьми лет живет в Греции. По-русски говорит свободно, но уже переняла от греков их эмоциональность. Она нас очаровала, несмотря на отсутствие опыта и некоторые погрешности в ведении экскурсии. Главное – это любовь к тому делу, которым она занимается, к туристам, и большое желание совершенствоваться. Тут я как педагог хочу отметить еще один момент. Как организовано обучение молодежи своей профессии. Из четырех экскурсоводов в автобусе – трое молодых ребят и одна профи (вела экскурсию на польском языке). Я, к сожалению, не запомнила ее имя. То ли Эвита, то ли Эдита. Она незаметно опекала молодых ребят, подсказывала им что-то. Если ребята не знали, как ответить на вопрос туриста (а туристы у нас любознательные, им все надо знать, и даже не всегда по теме экскурсии), они запросто обращались к опытному наставнику и всегда получали подробный ответ. Мне это понравилось. (Не сочтите подробный рассказ за рекламу фирмы, я просто делюсь своими впечатлениями).
Сначала у нас была техническая остановка на трассе (там ничего интересного). По пути проезжали через Верию, но как-то по окраине. Знаменитых храмов этого города не увидели, хотя Маша немного рассказывала об истории этого города. Затем мы заехали в деревню Севастьяна к госпоже Элени.
На карте видно, что деревня расположена недалеко от Эдессы.

Я очень сожалею, что у меня нигде в кадр не попала эта гостеприимная женщина. Уютный дворик, туристы располагаются вокруг стола. Элени сначала рассказывает о традиционных блюдах, которые готовят с использованием тонкого теста. Я бы назвала это макаронными изделиями, только тесто очень тонкое. Часть из них расфасована по пакетикам, туристам предлагают что-то купить. Затем Элени проводит мастер-класс по приготовлению тиропиты (слоеный пирог с сыром). Тут же всем предлагается все попробовать. Причем это не просто дегустация, где вы чуть-чуть откусываете. Здесь туристов кормят полноценным завтраком. Горячая тиропита, макаронные изделия с йогуртом, с медом, персики, пирожки с картошкой и, как апофеоз, изумительный греческий кофе. Я вообще-то не любительница кофе, но это было так вкусно! Накормили нас, в греческих традициях, до отвала, пофотографировались, распрощались с гостеприимной хозяйкой и поехали в Эдессу. По дороге Маша рассказывала о греческих традициях. О том, как проходит сватовство, свадьба, крестины. Какие имена распространены среди греков и почему. Рассказывала много мифов, причем некоторые из них немного не в привычной для нас интерпретации. Было интересно послушать. За разговорами до Эдессы доехали незаметно.

В Эдессе каждый экскурсовод водил свою группу отдельно, друг другу мы не мешали. Здесь есть старый платан, около него все туристы фотографируются. Не стали исключением и мы.

Подошли в Караносу, самому большому водопаду Эдессы. Общая высота водопадов составляет 70 метров, первый и самый большой из них, Каранос – 24 метра. Водопад поражает своей мощью.

Можно по мостику зайти за водопад и постоять за стеной из летящей воды.

В жару у водопада очень хорошо.

Рядом с водопадом есть пещера, вход в нее платный. мы туда не пошли.

Мы немного прошли вниз вдоль водопада, но дальше нам ходить не советовали, так как от воды камни гладкие и скользкие, можно упасть.
Здесь на фото малый водопад.

А попасть в нижний город очень хотелось, так как там расположен византийский арочный однопролетный мостик. Но не получилось. Дальше у нас было свободное время. Мы пошли гулять, дошли до музея воды под открытым небом.

Там, наверное, можно было заказать экскурсию, но у нас было не очень много времени, да неизвестно, проводили ли там экскурсии на русском языке. Мы просто побродили сами, посмотрели на технику, которая работала под действием силы падающей воды.

Дошли до площадки с лифтом, но в его работоспособности усомнились. Вместо кнопки для вызова лифта торчали цветные проводки. Возможно, что, соединив их, и можно было вызвать лифт и спуститься в нижний город, но мы рисковать не стали. Издалека видели интересный храм, но дороги к нему не нашли. Сфотографировали виды, открывающиеся в высоты, да потихоньку пошли к автобусу. Эдесса очень понравилась. Если ехать самостоятельно, то можно гулять здесь целый день.

Где-то там внизу находится византийский мостик..

Вот еще такого железнего аиста видели.

Следующим, и последним пунктом нашей программы были термальные источники. Так как было воскресенье, то народу было – не протолкнуться. Нам показали платный бассейн, потом провели вверх по речке с каскадом водопадов. В реке камушками огорожены места, где из-под камней выходит горячая вода. В каждой такой ванне битком народу, причем сидят не положенные 15 минут, а до бесконечности. Насколько я поняла, это радоновые источники, мы видели, как газ пузырьками выходит из-под камней. Радон – природный источник альфа-излучения, так что чрезмерно увлекаться этими ваннами не стоит. Мы прошли дальше, по камням перешли на противоположный берег, устроились там в тенечке. Бродили по бодрящей воде реки, обтирались. Сын рискнул залезть под водопад. Говорит: ощущения – супер! Было очень хорошо, нежарко, свежий воздух.

Я не помню, сколько времени мы там отдыхали: час, два. Время не ощущалось. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Пришлось и нам собираться. По пути до автобуса зашли в какой-то магазинчик, купили мороженое. Назад ехали уже без остановок. Единственным минусом был слабый кондиционер в автобусе. Утром он еще справлялся, а вот на обратной дороге было очень жарко и душно в автобусе.
В целом, экскурсия понравилась, мы решили с этим же агентством съездить еще и на Олимп. Но об этом – следующий рассказ.