Метеоры

Блоги о Греции


Метеоры

Эта часть моего повествования дается мне сложнее всего, так как не могу подобрать нужных слов, чтобы выразить все чувства, которые вызвало у меня это уникальное место. Удивление, восторг, восхищение, трепет – «все чувства в ней кипели вдруг», как писал Михаил Юрьевич Лермонтов. И все же попробую передать словами невыразимое и непередаваемое.
В 8 часов утра мы спускаемся на завтрак. Напомню, что на табличке при входе было указано, что завтрак начинается в 7-30. Никого нет, на шведском столе только посуда и бойлер с кипятком. Пока мы недоуменно оглядываемся по сторонам, появляется официант, ему на помощь приходит метрдотель. Минута – и появляется все, что положено быть на завтрак: нарезка, яйца, помидоры, огурцы, булочки, йогурт, сосиски, мед, джем и даже арбуз. Позже мы поняли причину позднего открытия ресторана (назовем место, где мы завтракали, так). В прошлый вечер не было заезда туристических групп. В отеле совсем немного неорганизованных туристов. Зачем заранее накрывать столы, чтобы все заветрилось? Как только появились первые постояльцы (а это и были мы), так столы мгновенно оказались накрыты. Все логично. Еще раз повторю, что сделано было все так быстро, что мы и сказать ничего не успели. Еда обычная, без разносолов, но все вкусно, мы наелись.
Дальше собираем вещи и выходим на автобусную остановку. Она находится рядом с нашим отелем. Надо по «зебре» перейти на противоположную сторону и немного пройти вправо. На углу улицы, которая ведет в старую часть Каламбаки (там еще указатель коричневый на византийскую церковь есть), и улицы Трикалон и надо ждать автобус. Кроме нас автобус ждали еще две туристки из соседнего отеля. Автобус немного задерживался, мы даже стали беспокоиться – может быть, не там ждем? Но вот откуда-то сбоку вывернул автобус, о назначении которого нельзя было не догадаться. Все стены этого автобуса расписаны видами Метеор и монастырей. Водитель помигал нам фарами и помахал рукой, чтобы мы уж точно поняли, что это за нами. Зашли в автобус. Билеты трех видов: по 1 евро – только наверх до Великого Метеора, по 2 евро – туда и обратно, и по 5 евро, чтобы кататься на автобусе целый день. Расписание автобуса нам выдали в отеле. Каламбака – Метеоры – в 9, 11, 13 и 16 часов. Обратный рейс – в 10, 12, 14 и 17 часов. Мы взяли билеты на целый день, наивно полагая, что нам удастся перемещаться между монастырями на автобусе. Как показала практика, надо было брать билеты по 1 евро, так как весь день мы ходили пешком.
Забрав нас, автобус остановился еще у какого-то отеля, потом у центрального фонтана (тот, который похож на водопад), а затем направился в деревню Кастраки. В Кастраки была последняя остановка. Автобус заполнился, но мы долго еще чего-то ждали. В результате отправились в путь уже после половины десятого. Как только мы выехали из деревни, сразу начались горы. Все прильнули к окнам и только охали и ахали. Один диковинный пейзаж сменялся другим, такое впечатление, что мы попали на другую планету.











Неспешный подъем по серпантину закончился на автобусной стоянке около самого большого из монастырей – Преображенского.

На тот момент больших туристических автобусов еще не было. Наши попутчики схватились за фотоаппараты, но мы рассудили, что все эти роскошные виды сможем сфотографировать во время спуска, а пока поспешили наверх, чтобы до наплыва организованных туристов спокойно все посмотреть. Говорят, что в Преображенский монастырь ведут 300 ступеней.

.

Не знаю, мы не считали. Скажу, что подъем в Святой Варлаам ничуть не легче. Но здесь, не знаю, на энтузиазме, или любопытство мной двигало, или еще что, я взлетела по этим ступенькам, даже не запыхавшись. Сын даже удивился: «Ну куда ты так бежишь?». Прошли через небольшой тоннельчик.

Примерно посередине подъема есть площадка для отдыха, вырубленная прямо в скале.

Вход в монастырь – 3 евро.
Преображенский монастырь, или Великий Метеор, больше всего ориентирован на туристов. Мне он больше напомнил музей. Действительно, есть что посмотреть. Тут и инструменты, и бутыли для вина, пресс для того, чтобы давить виноград, большие бочки для хранения вина.



.



За небольшой дверцей – костница. Это помещение, где хранят черепа умерших монахов. Земля в горах в дефиците, поэтому умерших монахов через три года эксгумируют. Что делают с костями, я не знаю, а черепа аккуратно складывают на полки в костнице. Входить туда нельзя, можно только заглянуть через небольшое окошко.

Вход в монастырский музей

Есть залы, посвященные истории монастыря. Там представлены старинные иконы, книги, одежды священников. В другом зале раскрыта история Первой и Второй Мировых войн и роль монастырей в сопротивлении фашизму. На территорию монастырей не ступала нога фашистов, они не могли подняться по отвесным скалам. Для того, чтобы уничтожить этот центр сопротивления, фашисты бомбили монастыри с самолетов. Поэтому из 24 ранее действующих монастырей сейчас осталось только шесть. Возможно, есть и другие причины, по которым монастыри приходили в упадок. Фотографировать в залах музея не разрешают. И очень внимательно следят, чтобы туристы не нарушали это правило.
На территории монастыря есть большая церковь.

Внутри очень красиво, все стены расписаны фресками. Можно поставить свечки, оставить записки.Фото ниже сделано на площадке около входа в церковь.

В узком коридоре обратила внимание на длинную деревянную доску и на металлическую конструкцию, расположенную неподалеку.



Оказывается, во времена турецкого господства монахам запрещали звонить в колокол. Поэтому к утренней молитве созывали ударами по железу, а к вечерней – ударами по деревянной доске (может быть, наоборот, я уже не помню).
Хоть монастырь и мужской, на территории много цветов, есть место для отдыха.












В одном месте, где открывается вид на окрестности, сделана беседка (возможно, чтобы экскурсовод мог рассадить вокруг себя туристов и в тенечке о чем-то интересном им рассказать).



Привлекли наше внимание два символа, вмурованные в стены. Один из них – двуглавый орел. Это не символ Российской Империи, как можно было бы подумать, а знак православной общины, монашеского братства. При входе во все монастыри кроме греческого флага везде развевается еще и желтый, с черным двуглавым орлом.

Второй символ – крест Константина. Состоит из пересекающихся букв Х и Р (первые буквы имени Христа).

Предание утверждает, что именно такой знак увидел император Константин в небе, направляясь в Рим к своему соправителю и сопернику Максимилиану. Константин сделал этот знак своей эмблемой, разместив её на императорском штандарте вместо орла. 27 октября 312 года в битве у моста Милвиана недалеко от Рима он разгромил войско Максимилиана и стал единственным императором. После этого Константин обратился в христианство, издал указ, разрешающий исповедовать христианство. Преследование христиан прекратилось на государственном уровне, а эмблема стала первым общепринятым символом христиан. (Текст цитирую из книги «Энциклопедия символов»/ сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2006. – стр.133)
Мы пробыли в Преображенском монастыре не меньше часа, спокойно спустились вниз, сфотографировали монастырь со всех ракурсов.









Между Преображенским монастырем и монастырем Святого Варлаама протянута канатная дорога.

Ждать автобуса не было смысла. В 10 часов автобус уже ушел, а до 12 часов еще долго. Со смотровой площадки Преображенского монастыря мы видели, что до монастыря Святого Варлаама совсем недалеко.
Надо лишь вернуться до развилки дороги и немного пройти вверх.

Вот они: справа Великий Метеор, а слева - Святой Варлаам

Солнце уже припекало нещадно. Мы не торопясь прошли по обочине дороги, пофотографировали чудесные виды. Вот он, Святой Варлаам.



Ступеньки вверх тоже впечатляют. Никак не меньше, чем до Великого Метеора.

И тоже на самом солнце. Этот подъем преодолели уже не так легко. Прошли по подвесному мостику.

Заплатили по 3 евро. Надо сказать, что сейчас в этом монастыре идет активное строительство.

Строительные материалы подвозят по канатной дороге, соединяющей этот монастырь с Великим Метеором. Из-за этого строительства туристов почти никуда не пускают. Посмотрели церковь (фотографировать, конечно, нельзя), магазин, где продают иконы, вино, сувениры, немного походили по небольшому двору – и все. Пробыли мы в Святом Варлааме минут 15 – 20.



Церковь

В церкви фотографировать запрещено, хотела запечатлеть хотя бы вход, но охранник тут же влез в кадр.

Около церкви вот такое место для отдыха





Самая большая бочка для хранения вина - 12000 литров, находится в этом монастыре

Вот такой уютный дворик

Прощаемся с Святым Варлаамом

На площадке перед монастырем продают сувениры, купила книгу на русском языке про Метеоры и не пожалела. Мы везде ходили без экскурсовода, а в этой книге я нашла много интересной информации. И еще там рассказано о заброшенных и разрушенных монастырях. Так что если я когда и соберусь снова в эти места, то буду знать, где их искать. В подарок нам вручили карту Метеор, более подробную, чем та, которую дали в отеле.
Вернулись до развилки дороги. Ждать автобус под палящим солнцем совсем не хотелось, возвращаться наверх к Преображенскому монастырю – тоже. Решили потихоньку идти до женского монастыря Святой Варвары (Русаны). Дорога неблизкая. По возможности, прятались в тень придорожных деревьев. Любовались окрестными видами. Автобус нас так и не обогнал.

Вот она, Русана. С разных точек: и подальше, и поближе.



Подъем к Русане тоже крутой, но здесь ступеньки идут в тени деревьев, есть несколько площадок со скамейками, где можно отдохнуть.

По пути заметили кошачье семейство. Один, рыжий, сидел на парапете в ожидании подаяния, остальные котята резвились ниже, на склоне горы.


Поднялись, заплатили 3 евро. К сожалению, этот монастырь произвел на меня наименьшее впечатление. Может быть, из-за завышенных ожиданий. Читала о нем много восторженных отзывов. А на самом деле для туристов доступна очень небольшая территория: церковь и магазин с травами, косметикой, вином, иконами и сувенирами (магазин меньше, чем в Варлааме, да и выбор поскромнее). Дальше везде таблички «вход воспрещен». Сфотографировала цветочки через ограду забора, послушала в церкви, как настоятельница на хорошем английском рассказывала небольшой группе туристов об обряде крещения. И пошли назад.





Цветочки фотографировала из-за этого забора

Вчера в интернете наткнулась на фото Русаны, где на входе очередь туристов – как в советское время в мавзолей. Нам крупно повезло, мы нигде не стояли в очередях и не пересекались с большими туристическими группами.
Вид на Русану снизу.

От Русаны есть ступеньки, которые ведут куда-то наверх. Мы сначала пошли по ним, надеясь увидеть там что-то интересное (может быть, старый монастырь?). Скоро нормальные ступеньки закончились, пошла тропка, идти по которой становилось все труднее. Через некоторое время впереди замаячила трасса, по которой прошел туристический автобус. Оказывается, это тропка позволяет срезать дорогу, если кто после Русаны направляется в монастырь Святой Троицы. Я было решила направиться туда, но сын напомнил, что монастырь Святого Николая работает всего до 15-30, и после Святой Троицы мы в него точно не успеем. Вернулись назад. Надо сказать, эта незапланированная прогулка по горной тропке сильно нас вымотала, хотя она и была в тени. По асфальту как-то легче идти. Когда спустились к трассе, увидели, что народ сидит (а кто и стоит) в ожидании автобуса. Но вот когда будет этот автобус, и не опоздаем ли мы в результате к святому Николаю? Решили не ждать, а идти пешком. Дорога идет вниз, и, если бы не палящее солнце, было бы совсем хорошо. Тем более, что виды по обеим сторонам дороги просто завораживали.
Вид от Русаны на Святой Варлаам (справа) и Святой Николай (слева).





И только на подходе к монастырю нас обогнал наш замечательный автобус. Тормозить его смысла не было. До монастыря мы уже практически дошли, а в город еще не собирались.
Вот и монастырь Святого Николая. Он расположен на узкой скале, поэтому планировка у него вертикальная. Часовня находится на самом верху. От дороги идут импровизированные ступеньки (то есть не такие удобные, как в предыдущих монастырях). Можно идти в обход более пологим путем, а можно короче, но приходится лезть по крутым ступенькам.

Когда дошли до площадки со скамеечками, где можно отдохнуть, сын сказал, что ему монастыри надоели, он устал. Ну не хочешь – сиди в тенечке, отдыхай, а я пойду. Тем более, что дальше ступеньки были уже нормальными, только тоже крутыми. Знаете, я нисколько не пожалела, что поднялась в этот монастырь. Он мне понравился больше всего. Здесь нет той заточенности «под туристов», атмосфера очень домашняя, добрая. Я не могу это выразить словами. Монастырь небольшой, а посмотреть есть что. Первое помещение, где продают билеты, напоминает библиотеку. Кроме билетов, там, по-моему, можно купить какую-то литературу, сувениры, буклеты. Дальше поднимаюсь по ступенькам и попадаю в уютную комнату с диванами. На стенах картины, иконы, модель корабля с иллюминацией.

Вот такая замечательная картина висит на стене в этой комнате.





Деревянная икона с изображением Святого Николая.

Небольшая церковь. Знаков, запрещающих фотосъемку, не видно, я одна, поэтому решаюсь запечатлеть несколько кадров.

Ларец со святыми мощами.



Из комнаты можно пройти на площадку, куда поднимается лифт.
Это вид на лифт снизу.

Если подняться еще выше, будет смотровая площадка с видом на Кастраки, а справа – помещение, куда вход закрыт. Но дверь открыта, и я не утерпела, через цепочку сфотографировала внутреннее убранство. В этой комнате все в иконах, очень красиво.

Еще выше расположена небольшая часовня. Дойти до нее тоже нельзя – цепочка перекрывает проход, и надпись гласит – нельзя. Но сфотографировать же можно?

Довольная, что я поднялась до самой часовни, которая снизу мне казалась недосягаемой, я пошла вниз. Спустилась, отдохнула на лавочке рядом с сыном, показала фотографии из монастыря. И пошли в Кастраки. Фотоаппараты убрали в сумки, так как сил уже больше никаких не было. Дойти бы до ближайшей таверны. Так что фото знаменитого «указующего перста» не будет, хотя мы его и видели. Сразу после монастыря Святого Николая, справа на скале заметили разрушенный монастырь. По карте определила, что это Пантократор, или монастырь Вседержителя. На карте отмечено, что к нему есть лестница, но мы на такие подвиги были уже не способны.

При входе в Кастраки слева есть кафе (по-моему, это не таверна, а именно кафе), все места в нем были заняты, и мы пошли дальше. Достаточно долго по пути попадались только строящиеся объекты (отели, гостевые дома?), наконец показался отель «Кастраки», а я где-то читала, что прямо напротив этого отеля есть замечательная таверна. Название я не запомнила, так как усталость сказывалась. Мы просто нырнули под навес из винограда и упали на указанное нам место. О, как здесь было замечательно! Просторно, тенек, нам сразу принесли меню и воду. Заказали мой любимый греческий салат и мусаку. Заказ принесли очень быстро. И еще одна деталь. Я нечаянно уронила ложку. Пока я ее поднимала, официант уже протягивал мне чистую. Когда он успел это заметить и принести её? Так что не знаю, может быть где-то греки ленивые и медлительные, но только не в Кастраки и в Каламбаке. Здесь они предупреждали наши желания. Таверна, и правда, замечательная, все было очень вкусно и недорого. Отдохнув примерно час, мы пошли дальше по деревне. У меня была еще мысль дождаться последнего автобуса и на нем подняться до монастыря Святой Троицы, но сын посмотрел на меня как на сумасшедшую: «А кто тебя оттуда понесет назад в отель?». Мы потихоньку дошли до места, где автобус подбирал пассажиров в Кастраки. Посмотрели на часы – три часа. Это значит, что ждать автобуса еще часа полтора, не меньше. На остановке нет ни лавочки, ни тени. Мне пришлось согласиться с сыном, что два монастыря останутся нами не посещенными. Тем более, что до отеля было еще идти и идти. Дорога по деревне еще периодически проходила по тенистым участкам, но вот переход между Кастраки и Каламбакой, который, как пишут, занимает всего минут 20, был очень утомительный, так как тени тут не было совсем. Вдали замаячили первые кварталы Каламбаки. Мы сначала не сориентировались, на какую улицу свернуть и вышли к железнодорожным путям. Пришлось вернуться. Прошли еще немного – и вот она, наша родная Трикалон! Но нам надо пройти ее всю. Решили охладиться мороженым в ближайшем кафе. Заходим, просим мороженое и что-нибудь попить. Хозяин усаживает нас сначала за один столик, потом видит, что я достаю веер и начинаю им обмахиваться, переводит нас в соседнее помещение, где работает вентилятор. Отдельно стоит описать это помещение. Как мы поняли, это кафе – что-то вроде спорт – бара, то есть все стены увешаны спортивной атрибутикой болельщиков футбола, вверху висит плазменный телевизор. Видимо, во время спортивных матчей тут собираются все местные любители футбола. Мы заказываем самое дешевое мороженое и фраппе. Нам приносят ледяную воду, вкуснейший фраппе и мороженое. Цены какие-то совсем смешные. Мы отдыхаем и наслаждаемся. Расплатившись, прощаемся с хозяином, и он нас спрашивает: «вам стало лучше?». Видимо, вид у нас после прогулки по жаре был слишком усталый. «Да, конечно, спасибо» - и грек расплывается в счастливой улыбке. Вот эта его улыбка, полное ощущение счастья от того, что он смог нам помочь – это не забыть никогда. С хорошим настроением, отдохнувшие, мы без труда добираемся до своего отеля.
Если вы думаете, что это весь наш день, то глубоко заблуждаетесь. Пара часов отдыха, просмотр отснятого материала – и мы снова готовы к путешествию. После семи часов вечера мы идем гулять по старой части Каламбаки. Сначала направляемся к той церкви, что видна из нашего отеля.




Солнце уже клонится к горизонту, свет совеем другой, чем днем. Сын старается сделать интересные кадры.



Рассматриваем дома местных жителей, проходим мимо часовни (по-моему, при кладбище), мимо школы, на стадионе которой ребята играют в мяч.




Хотим дойти до византийской церкви, но никак не найдем к ней дорогу. Улочки старой Каламбаки извилисты, мы все время упираемся в тупики. А сверху казалось, что все так близко.

Обратите внимание (на фото вверху), сколько машин и сколько людей собралось возле церкви.

Солнце уже село, стремительно темнеет. На фото вдали видна церковь Святого Виссариона.

Фонарика у нас нет, и освещение в старой части города тоже отсутствует. Решив не рисковать, возвращаемся в отель. Недавно прочитала в одном из отзывов, что церковь Успения Богородицы (именно так называется византийская церковь 12 века) открыта только до 8 часов вечера, так что мы все равно бы внутрь не попали. Впечатлений море, усталость уже забыта. И надо готовиться к завтрашнему отъезду, так как поезд у нас рано утром.
Подведу итог: ехать из Неи Пори в Каламбаку надо не на вечернем поезде, а на дневном. Пусть с пересадкой. Как я уже писала ранее, прямой поезд на самом деле получается тоже с пересадкой. В этом случае можно в первый день посмотреть монастыри Святой Троицы и Святого Стефана, доступные из Каламбаки (по горной тропке, указанной на карте), а во второй - остальные четыре. Успеть посмотреть все шесть монастырей за один день, не имея машины, нереально, во всяком случае, по летней жаркой погоде. У меня есть повод вернуться в Каламбаку - посмотреть оставшиеся два монастыря, византийскую церковь Успения Богородицы, еще побродить по улочкам старой Каламбаки. Метеоры, до свидания!
P.S. Прошу прощение за качество фотографий. Моя мыльница в условиях низкого освещения работать отказывается.