Крит плюс Санторини. Июль 2017. Ущелье Агия Ирини

В Агии Апостоли у нас была неделя. Всего одна неделя! Как уместить в нее все интересные места, о которых я столько читала? На первом месте стоял поход в ущелье. Самарийское ущелье в связи с состоянием здоровья теперь оказалось для меня недоступным. Но есть же ущелья не такие длинные, не такие сложные, более тенистые. Это Имброс и Агия Ирини. До обоих ущелий можно добраться на общественном транспорте. А вот после выхода из них до берега моря надо по дороге пройти еще несколько километров. В интернете нашла сайт местного туристического агентства Элафониси Трэвел http://www.elafonissostravel.com/ (не реклама!), которое предлагало экскурсию, а точнее трансфер, в ущелье Агия Ирини. Рано утром автобус собирает туристов, большинство из которых едут в Самарию, после высадки на плато Омалос автобус отвозит желающих ко входу в ущелье Агия Ирини. После ущелья водитель встречает туристов и отвозит их на пляж в Суйя, где можно плавать, загорать, отдыхать, пока не придет паром из Агия Румели (оттуда привозят туристов из Самарийского ущелья). И все вместе возвращаются по своим отелям. Стоила нам такая экскурсия по 17 евро на человека. Если посчитать расходы на автобус (1,2 евро до Ханьи плюс 7,8 евро до ущелья и столько же на обратную дорогу), а если еще такси вызвать от выхода из ущелья до Суйи , получается дороже, чем экскурсия.
В шесть часов утра автобус забрал нас от остановки около супермаркета SYN.KA, собрал еще туристов из других отелей, примерно через час подъехал к кафе для завтрака. Цены, конечно, завышенные – два кофе и две большие слойки – 10 евро. Что поделать – монополия. Примерно в половине восьмого автобус прибыл к спуску в ущелье Самария. Никак нельзя обойти вниманием нашего гида. Внешне он очень похож на известного стриптизера Тарзана. Высокий, спортивного телосложения и с длинными вьющимися светлыми волосами. Инструктировал пассажиров он на английском, несколько раз предупреждал, что если есть проблемы со здоровьем: с сердцем, коленными суставами, давление, то лучше отказаться от Самарии и пройти более легкое ущелье. Рассказал о предстоящих «check-point», предупредил, что если на первых двух километрах возникнут проблемы, лучше потихоньку вернуться. Конечно, идти вверх будет трудно, но все равно это легче, чем идти дальше 16 километров. В завершении сказал, что пойдет по маршруту через 30 минут после того, как спустится последний турист в этой группе, будет отслеживать отстающих. То есть, как я поняла, гиды по этому маршруту ходят несколько раз в неделю весь сезон. Нас к входу в ущелье Агия Ирини отвез водитель уже без гида, при этом пообещал, что будет ждать нас примерно через три часа в кафе «Оазис». Дорога до ущелья серпантинистая. В одном месте стоят шеренгой ветряки. Сначала мы их увидели издали, потом дорога кругами подошла к самому их подножью, обогнула их и побежала дальше. Жаль, через окно автобуса не удалось их сфотографировать. Очень красиво они смотрятся на гребне горного хребта!
Заходим в ущелье в 8-40. Два шага от дороги – и мир звуков меняется полностью!

Не слышно шума дороги, тишина, нарушаемая только стрекотом цикад, жужжанием шмелей и пением птиц. Вот вы скажете: «Какая же это тишина? Столько разных звуков!». Но смена привычных городских шумов на природные звуки, действительно, в первый момент воспринималась как тишина.
Покупаем входные билеты по 2 евро. В отличие от Самарийского ущелья эти билеты после выхода сдавать не надо. А в Самарье по сданным на выходе билетам отслеживают, все ли туристы успешно прошли ущелье.
Первый километр ущелья – это прогулка по хорошей дорожке среди сосен, олеандров и прочей зелени.

Речка видна только у входа в ущелье, а потом идем по сухому руслу.

В ущелье еще прохладно, так как солнце только-только освещает вершины гор.

Цветут олеандры.

Встречаются деревья интересной формы

В скале, в небольшом углублении стоят две иконы. Мини-часовня под открытым небом.

Дорога сначала идет по высохшему руслу реки, но потом забирается по склонам вверх,

так как внизу завалы из огромных валунов.

Скалы окрашены в разные цвета и принимают причудливые формы.

Каменная баба Яга.

Много сосен, деревья создают спасительную тень.

Ступеньки вырублены из скальной породы.

Деревья опутывают камни своими корнями.

Каждый километр пути отмечен указателем. Примерно через два километра от входа подъем сменяется спуском по такому серпантину

Поворотов серпантина не меньше десятка. Здесь уже не дорожка, а узкая тропинка, усыпанная мелкими камешками, по которым ноги так и стараются проскользнуть. Надо быть внимательным и не торопиться. В некоторых местах деревянные перила сломаны.

Весь путь отмечен красными или синими точками, стрелками или пирамидками из камней. Ориентироваться несложно.

После длинного спуска организовано место отдыха. Стоит стол, скамейки возле него, в стороне туалет. Есть кран, где можно умыться и набрать воду. Чисто. Для мусора стоят специальные ящики с крышками.

По всему маршруту таких мест два или три.
На всем протяжении пути нас периодически обгоняют небольшие группы туристов. Все приветливо здороваются. Несколько раз попались туристы, идущие навстречу. Мы идем медленно. Во-первых, я и по ровной дороге хожу теперь небыстро, а еще мы все время фотографируем. Надо сказать, что после второго километра пути я все-таки спрятала свой фотоаппарат, так как несла его в руке, а для безопасного передвижения в некоторых местах нужны были две свободные руки. Побоялась разбить. Так что большую часть фотографий сделал сын.

Солнце поднимается все выше. Время уже подбирается к 11 часам, а мы не прошли еще и половину пути.

Считаю про себя, что если и дальше идти с такой скоростью, то нам понадобится не три, а все пять часов. Но, что приятно, в ущелье нет изнуряющей жары.
Для сравнения оцените масштаб валунов, лежащих на дне ущелья.

В одном месте, уже после отметки «3 км» встречается спуск по приставной лестнице. Каменная пирамидка указывает, что идти надо именно здесь.

Сыну она как раз под его 1,86 см, а мне расстояния между ступеньками великоваты. Кое-как преодолеваю и это препятствие.
Наконец, отметка «4 км»!. А это значит, что большая часть пути уже позади. Дорога становится легче. Или уже я привыкла и приспособилась к хождению по камням, или сработал принцип «лошадка домой скорее бежит», но вторую половину пути мы прошли быстрее.

Из ущелья вышли в 12-46, то есть прошли его практически за четыре часа.

Многие пишут, что ущелье легкое, что его проходят с детьми. Да, нас перегоняли туристы с детьми – подростками. Для дошкольника, все же, думаю, будет трудновато. Хотя есть такие дети, что обгонят многих взрослых. А я очень довольна, что при всех своих проблемах со здоровьем прошла это ущелье, и не «на последнем издыхании», а смогла насладиться его красотой.
Про таверну «Оазис» я читала много нелестных отзывов, поэтому мы направились мимо нее к стоящему на стоянке автобусу. Но наш водитель сидел за столиком, вел разговоры «за жизнь» и окликнул нас: «заходите, отдохните здесь». Сели за столик, значит, нужно что-то заказать. Сначала купили по мороженому (по 2,5 евро). Так официантка попыталась посчитать нам в счет воду, которую мы несли собой! Потом после сладкого захотелось кофе, попросили фраппе. Цена - 2,2 евро за порцию, до неприличия разбавлено водой. Так еще и с 5 евро официантка не сдала сдачи, весело поблагодарив нас за чаевые!
Наконец, наш водитель наговорился и отвез нас к морю. Я на форуме не раз читала, что Ливийское море «ласковое». Еще думала, какая разница, какое море! Море – оно и в Африке море, тем более до нее от южного побережья Крита «два шага по карте». А оно, действительно, ласковое!

Мы прошли от автобусной стоянки вдоль всего пляжа, нигде не обнаружили раздевалок. Спросили проходящую мимо женщину, она посоветовала зайти в любую таверну. Так мы и сделали. На пляже из всех удобств только лежаки, зонтики и душ с пресной водой.

Пляж галечный, но галька обкатана морем, некрупная. Два лежака и зонт – 5 евро, причем помечают оплаченный лежак, выдавая его пользователю большую пластмассовую прищепку. Удобно, можно прикрепить полотенце, чтобы его ветром не сдуло. Вода в море прозрачная, чистая, никаких водорослей. Волны слабые, с ног не сбивают. Так хорошо было на пляже в Суйе, так не хотелось уходить! Я на память несколько маленьких разноцветных камушков с собой прихватила, чтобы холодной сибирской зимой вспоминать теплое соленой море. Вода очень соленая, даже глаза щиплет. Народу на пляже не очень много, все же сказывается удаленность от больших туристических отелей.
Нежились на пляже мы часа три, а потом уже и кушать захотелось. Пошли в ту таверну, куда нас любезно пускали переодеться. Название точно не помню, по-моему, «Omikron». Судя по объявлению, по вечерам там звучит живая музыка. Таверна нам понравилась: обслуживание быстрое, цены невысокие, и все очень вкусно! Обед нам обошелся в 21 евро. Еще и арбуз в конце принесли!
Так как парома из Агия Румели еще не было видно, пошли прогуляться по поселку. Суйя – совсем крошечный поселок: две улицы идут от гор к морю, их пересекают то ли три, то ли четыре улицы, параллельные морю.
Ближе к причалу попадаются крупные камни.

Море всех цветов: от бирюзового до синего.

Слева от поселка, если стоять лицом к морю, расположен кемпинг.
С правой стороны поселка небольшая церковь.

Чуть дальше – порт для паромов и совсем крошечная гавань для лодок.

Критяне свято чтут память о своих героях, которые защищали родной остров хоть от турецких захватчиков, хоть в годы второй Мировой войны. На берегу Ливийского моря стоят зенитка и якорь как память об обороне южных берегов Крита.

Если пройти в самую правую часть, за пристань, можно попасть в ущелье Лиссос.

Оно небольшое, но дорога, как я читала, идет по камням. Через это ущелье можно выйти к развалинам древнего города Лиссос, который в древности был крупным портовым городом. Если нет желания покорять ущелье, можно прокатиться на лодке до пляжа Лиссос. Объявление о предоставлении подобной услуги мы видели.

Наконец, на горизонте показался паром из Агия Румели.

Вот она – «Самария», везет отважных покорителей самого длинного ущелья Европы. Время – 18-40.

Все уставшие, но радостные, что покорили (каждый свое) ущелье, загружаемся в автобус – и в путь. Опять серпантин, ветряки, красивые виды. Гид поздравляет, что все дошли до выхода из ущелья и между делом информирует, что на второй «check-point» температура воздуха была 42 С! В Агия Ирини условия прохождения ущелья были, конечно, намного комфортнее.
Без пятнадцати девять вечера выгружаемся у своего отеля. Вечер дарит нам красивый закат.

Супермаркеты работают до 21 часа, так что успеваем еще сбегать за продуктами. У нас сегодня был замечательный день!