Вплоть до 1453 года - одна из сильнейших стран (а до 1204 года - самая сильная) на границе Европы и Азии. Тем не менее, по понятным причинам, в среднем мы очень мало что о ней знаем. Предлагается писать в эту тему вопросы, которые бы Вы хотели осветить, а также ссылки на ресурсы. Со своей стороны привожу малоизвестный ресурс: Byzantium 1200 - 3D виртуальный Константинополь в 1200 году, накануне захвата латинянами.
Χίλιες ευχαριστίες, Demetreius!
Приятно также, что ваша помощь оказалась такой оперативной. Правда у Википедии на сайте Григория II-го тоже не оказалось, ни в Patrologia Graeca (там вообще пап позже II-го века нет), ни в Patrologia Latina, но зато там были внешние ссылки, в т.ч. и на сайт Documenta Catholica Omnia, где полный корпус Patrologia Latina Миня! (Хоть и в pdf-формате.)
Кстати, к дискуссии на форуме. Кто, как вы считаете был более настоящим, если можно так выразиться, византийцем, папа Григорий II или император Лев III? Или может, - если бы кто-то решил бы указать, что римский папа жил в некотором географическом удалении от Византии, сформулировать вопрос тогда так: кто более выражал сущность византизма, как исторического явления представляющего для нас ценность, - император Лев III и его соратники-иконоборцы, или его современники патриарх Герман и Иоанн Дамаскин (последний, правда, опять же - не совсем гражданин, точнее совсем не гражданин, Византии, ну да ладно, ὃ γέγραφα γέγραφα).
Nicolas пишет:
Кто, как вы считаете был более настоящим, если можно так выразиться, византийцем, папа Григорий II или император Лев III?
Нешто я специалист по Византии, чтобы отвечать на такие вопросы?..
Это ж надо сначала определить, что такое "загадочная византийская душа". Потом внимательно рассмотреть биографии обеих личностей, потом сделать сугубо субъективные оценки... Нет уж, увольте, увольте!
Вот те раз! И чего это у меня из чтения предыдущих 9-ти страниц темы сложилось впечатление, что в этом топике собрались специалисты по Византии! ('ts a be-e-eeg smile!)
и есть ответ на Ваш вопрос. Да, действительно, "иностранцы" папа Григорий II и Иоанн Мансур, в ту пору придворный из Дамаска, оказались в этой непростой ситуации более византийцами, чем ромей Лев III Исавр.
Еще один труд, где говорится о значении иконоборчества для византийского искусства. Не знаю, есть ли эта книга в сети.
А. П. Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике. "Сатисъ", СПб, 2006. С. 124-157. Глава Из истории церковной живописи. Раздел 1.
Ευχαριστώ σας, Ελένη!
Ну, не знаю. Мне всё-таки кажется, что вопрос больше касается именно как раз византийской цивилизации. То, что ему не дают важности те, кому он не интересен, те, кто оценивает цивилизации по таким критериям как сила армий, или пусть даже изящество зданий и чисто эстетическая красота изображений, которые остались в наследство от этих цивилизаций, не обращая никакого внимания на их внутреннее содержание, вовсе не означает, что на самом этот вопрос не имеет этой важности.
За ссылку большое спасибо. Эта книга Дворкина у меня была, но я её дал другу почитать, да так ему её и оставил. Очень рад, что хлеб возвратился, "после дней многих".
А книга Голубцова у меня стоит на полке, правда другое издание, более раннее.
Доброе утро, Николас. Мудрено вы выражаетесь. Нельзя ли попроще. Спешу напомнить, что я дилетант , и научных степеней, соответственно, не имею. История и культура античности и Византии - мое давнее, более, чем десятилетнее увлечение, только и всего.
Nicolas пишет:
в чём ценность визнтийской цивилизации?
Ну, начнем с того, что политика для меня - темный лес. Впрочем, достаточно и трех сосен, чтобы заблудиться . Хотя, скорее всего, именно благодаря умелой политике Византия и смогла просуществовать более чем 1000 лет как государство. Для меня лично (конечно, это мое субьективное мнение) ценность Византии в высокой культуре, распространившейся далеко за ее пределы, хотя нравы византийцев уже 10-11 веков в чем-то походили на наши века так тринадцатого-семнадцатого в плане распространения различных народных суеверий. И акценты на это в новом российском мультфильме "Илья-Муромец и Соловей-разбойник" (параллель возникла сама собой, потому что я вслед за своими детьми смотрю почти все новинки кинематографа) выглядят вполне убедительно.
Оттуда же одна картинка
с интересной подписью:A Greek's Dream. Впрочем, это мечта не только греческая, но и русская. и попытки к этому были и в девятнадцатом веке, и в начале двадцатого.
Фууф... Да уж, заставили вы меня за фильм тут всё прочитать... Благодарю. Теперь тема по теме сей темы. Уважаемые форумчане, не подскажите подробные карты Мессении да Эпира в поздневизантийское время? А то я сам ну никак прям не могу найти...