Дион

Как можно любить город, которого нет? У меня часто спрашивают об этом. И я удивляюсь: «Как нет?» Я вижу его дома и его храмы, я прячусь в тени его садов, я пью воду из его фонтанов. И я слышу его голос, внезапно остановившись на мощеной камнем улице: шум толпы, звонкий смех, чей-то крик, грохот колесниц… Всего доля секунды, мгновение, ради которого я возвращаюсь в Дион, город Зевса, вновь и вновь.

Иногда здесь не бывает ни одной туристической группы. Я выбираю свою тропу, наверняка зная, что не встречу ни одного человека. Мне немного жутковато среди развалин древнего театра, где есть какие-то подземные ходы. Однажды рабочий, косивший сено, рассказал, что видел здесь приведение – изящную девушку в белых одеждах. По его словам она несколько раз бродила в сумерках над кирпичными сводами театра и потом бесследно куда-то исчезала. «Перепил узо», - думаю я. Однако мне тоже хочется дождаться сумерек. Если раньше подземный переход театра использовался для появления на сцене призраков из царства мертвых, как того требовал сценарий, то что можно ожидать сегодня? 

Приведение в Дионе  

По вымощенной дорожке я иду через девственный лес, в котором огромные деревья и кустарники переплетены лианами до такой степени, что не проберется даже кошка. Иногда тропа выводит к тихой заводи реки, где среди тины виден золотой песок дна и мелькающие в воде рыбки. В некоторых местах раскопки только начаты, но еще не закончены, так что сюда редко кто доходит.

Мое любимое место – святилище Исиды. Чтобы в него попасть, нужно перейти деревянный мост через реку. Ту самую, что «бежала от скверны». Знакомое словосочетание из школьной программы само собой всплывает в памяти… Да, эта река связана с мифом об Орфее. Согласно преданию, местные женщины, растерзавшие его (то ли за то, что он научил фракийцев любви к юношам, то ли за то, что слишком часто прибегал к колдовским чарам своей лиры), хотели омыть окровавленные руки в реке, протекавшей в ущелье Олимпа. Однако река ушла в землю и появилась вновь только у поверхности Диона, где ей дали уже другое название. Когда-то она была судоходной. Сейчас – просто живописный ручей. 

Святилище Исиды  

Считается, что культ воды, текущий с Олимпа, играл в Дионе решающую роль, а культы богинь, связанных с ней, удивительным образом уживались рядом или переходили один в другой. Так, Артемиду со временем заменила египетская богиня Исида, которая почиталась даже во времена Христа. В ее святилище находились как новые статуи, так и старые, а рядом располагался храм Афродиты. Но не обычной Афродиты, которая вышла из пены морской, а Афродиты предгорий Олимпа. Ее статуя находится сейчас в музее. Настоящий образчик женственности, востребованный во все времена: непринужденная, почти кокетливая поза, прозрачный хитон, подпоясанный под грудью, накидка мягко ниспадающая на нижнюю часть тела и собирающаяся складкой на выставленной вперед правой ноге, волосы, убранные в замысловатую прическу, напоминающую бантик на макушке головы. 
 
Гарпократ  

Сейчас на месте раскопок святилищ стоят некоторые копии статуй, что делает пейзажи более живыми и поэтичными. Это и прекрасная Исида в нише у небольшого бассейна, и ее спутник - маленький Гарпократ, египетский бог зимнего солнца, которого ошибочно считают богом молчания (он держит во рту палец), и печальная Юлия, которая, скорее всего, была жительницей Диона и жертвовала деньги на восстановление святилищ. 

Юлия

У подъема к храму Исиды есть плита с «отпечатками» ступней ног – большой и маленькой. Аналогичные послания из прошлого найдены также и в других культовых местах Греции. Я видела их, к примеру, в Вергине. Такие постаменты с посвятительными надписями богам оставляли паломники, проделавшие ногами немалый путь к храмам. Мастер делал очертания ступней на мраморе, затем высекал их специальными инструментами. Чаще всего, такие «отпечатки» принадлежали мужу и жене.

По мостикам, начинающимся рядом с болотистой местностью храма Исиды, выхожу к городской стене и здесь делаю очередное открытие: некоторые статуи остаются наполовину замурованными в ее кладке. По одной из версий, так жители города прятали их от уничтожения, по другой – использовали просто как строительный материал. И так велик соблазн самостоятельно извлечь из небытия хорошенькую мраморную девочку! Тем более что вокруг – ни одного смотрителя…

Еще один мост приводит к невероятному и мистическому месту со скульптурами орлов – святилищу Зевса Олимпийского. Его статуя, имеющая человеческий рост, вызывает не священный трепет, а скорее – какие-то теплые и нежные чувства. Бог, восседающий на троне, вовсе не похож на Громовержца, каким его изображали чаще всего. Довольно молодая спортивная фигура с рельефными мышцами на животе, крепкие руки, узкие ступни ног в сандалиях. Позже в этом же месте обнаружат и статую Геры. Это – единственный случай, когда две фигуры древнегреческих богов-супругов находились в одном храме.

Храм Зевса

В электронных СМИ, говоря об этих недавних находках, ошибочно проводят аналогию со статуей Зевса Олимпийского, считающегося седьмым Чудом света. Естественно, мраморный Зевс не имеет ничего общего с великим произведением Фидия, имевшим 17-метровую высоту. Кроме того, Зевс Фидия был изготовлен из дерева, а тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости. Собственно, по этой причине от него ничего не осталось – он сгорел.

Творениям древних мастеров Диона повезло куда больше - некоторые статуи найдены стоящими на своих постаментах и хорошо сохранившимися. Хотя Дион тоже страдал и от пожаров, и от наводнений, и от землетрясений. Я без труда нахожу следы всех этих бедствий, блуждая между домами и кварталами. Здесь понятно, где именно проходит мощеная плитами главная дорога, где располагаются общественные бани, где – рынок, а где - дома или виллы. 

Главная дорога  

Однако какие-то мелкие детали раньше вызывали немало вопросов. Вот на мостовой лежит толстая мраморная плита с несколькими отверстиями разных диаметров. Что это такое – можно гадать до бесконечности. Один из туристов пошутил, что это – домашний туалет для всех членов семьи, включая кошку и мышку. Докопаться до истины, как всегда, помогли ученые: оказалось, в выемки вставлялись бронзовые сосуды, служащие для контроля веса жидких продуктов, продаваемых на рынке. 

Контрольные весы  

Есть свои загадки и в комплексе теплых бань, которые называют термами. Сверху, со смотрового мостика, видны десятки небольших кирпичных кладок, напоминающих места для сидения. Но как парится в такой тесноте? Ответ на этот вопрос я нашла в музее, когда посмотрела макет этих сооружений. Выяснилось, что кирпичные пилястры поддерживали деревянный пол, под которым циркулировал горячий воздух. Так же обогревались и полые стены здания. Кроме того, действовали водопроводные и канализационные стоки, использовались бассейны с горячей и холодной водой, общественные туалеты. 

Бани

В общем, все вполне цивилизованно и, к тому же, красиво. Чего стоят мозаичные полы, изображающие сцены из жизни мифических существ, а также десятки статуй, которые обнаружены здесь же. 

Мозаика  

Одно из самых прекрасных зданий города – вилла Диониса. Здесь располагались мастерские, жилые помещения, пиршественный зал, библиотека, бассейн. В самом большом культовом помещении находилась статуя Диониса, а мозаика перед ней изображала бога, восседающего на троне со скипетром в руке и венком из плюща на голове. Очень большой и, к тому же, неповрежденный мозаичный пол нашли и в зале для послеобеденных развлечений. Сцена изображает триумфальное явление бога, выезжающего из морских волн на колеснице, в которую запряжены морские леопарды. Иногда я заглядываю сюда, чтобы еще раз рассмотреть какие-то детали этого шедевра. И думаю, что это занятие может растянуться надолго – площадь мозаики составляет 100 квадратных метров.

Интересно, что во многих жилых домах полы также выложены из мозаики. Может быть, эта страсть к камню трансформировалась в современную греческую традицию делать полы либо из мрамора, либо из обычной керамической плитки? Практично, но неуютно, особенно в холодное время года.

Впрочем, во времена жизни города Диона уже с успехом использовали не только камень, но и металл. Украшения, предметы быта, канализационные трубы и даже медицинские инструменты (к примеру – вагинальное зеркало). Но самая удивительная находка – это музыкальный инструмент, прародитель современного органа. В процессе извлечения звука в этой машине использовался не только сжатый воздух, но и вода. Такая гидравлида состояла из множества медных трубок различной длины и была украшена серебряными кольцами и полосами. Неплохо сохранившийся инструмент сейчас экспонируется в музее.

Все эти находки свидетельствуют о том, что Дион был высокоразвитым культурным центром Пиерии вплоть до христианских времен. Известно также, что этот город был особо почитаем Александром Македонским. Именно здесь он отметил торжествами подготовку к своему великому походу, принеся дары своему великому Олимпийскому отцу Зевсу. Он устроил спортивные состязания и пышный пир. В своем завещании Александр пожелал воздвигнуть в Дионе величественный храм Зевса, что и было сделано. Но, к сожалению, затем Дион был разрушен. Последнее упоминание о нем относится к десятому веку. 

Квартал города Дион сегодня  

Тот, кто приезжает в сегодняшний Дион, не может не задаться вопросом: почему после его гибели в предгорьях Олимпа, овеянных мифами и легендами, больше не появилось ни одного значимого города? Почему святая местность Зевса, где родились и жили его сыновья Магнет и Македон, утратила свое значение?

В современном городке Дион, приютившимся рядом с руинами древности, царит особая атмосфера умиротворенности, что делает его непохожим на ближайшие курортные местечки. Это - всего лишь маленькая деревня, жители которой занимаются животноводством и земледелием, ведут неспешный образ жизни, содержат несколько гостиниц для туристов и таверны. Вокруг раскинулись пашни, пастбища с коровами и овцами, на улицах увидишь и трактор, и повозку с лошадью.

И только Олимпийский марафон и Олимпийский фестиваль, которые проводятся здесь летом, все еще остаются той ниточкой, которая связывает прошлое с настоящим. Марафонцы бегут на Олимп по той же тропе, по которой ходили паломники, а на сцене древнего театра по-прежнему играют трагедии и комедии античных авторов. И еще неизменными остаются ночное небо, свет луны и звезды над Дионом. И если чьи-то духи все-таки возвращаются сюда, то они понимают: «Еще не все потеряно»… 

Копии статуй в Дионе  

«Придете сюда завтра? - уточняет служащий у входа в Дион. – Хорошо, хорошо! Я тоже буду работать завтра». И делает вид, что забывает оторвать контрольную полоску билета… 



Историческая справка о Дионе

Гесиод, воспевавший около 700 г. до н.э. божественную любовь Зевса и Фии, дочери Девкалиона, праотца греков, говорит, что она забеременела и родила двух сыновей, Магнета и Македона, которые жили в Пиерии около Олимпа. Там они впервые построили Святилище Зевса (по-гречески - Диоса). В истории город Дион впервые упоминается в 424 году до н.э. как место, где останавливался спартанский генерал Врасидас у своего друга, царя Пердикка II. 

В 5 веке до н.э. Дион стал центром цивилизации благодаря прогрессивному царю Архелаю Македонскому, выбравшему город из-за его связи с культом Муз и Зевса. Царь сделал город духовным и культурным центром Македонии, сравнимым с Дельфами и Олимпией. Здесь были построены храмы с множеством статуй, театры, стадион, городские стены, украшенные скульптурами. Еврипид, величайший трагик античности, представлял на сцене Диона своих "Вакханок» и «Архелая», а также другие произведения. 

Следующий этап в истории Диона принадлежит Филиппу II, отцу Александра Македонского, а также самому Александру, которые устраивали в городе праздники и спортивные состязания перед своими походами. 
 
После смерти Александра Великого построенные храмы, в том числе и храм Зевса, были разрушены и разграблены. Когда Македония, как и вся Греция попала под власть римлян, Дион стал колонией Рима, который, однако, пользовался либеральной политикой, имел собственные деньги и правительство. К сожалению, многие памятники и скульптуры были вывезены в Рим.

Более поздняя история Диона имеет только мрачные страницы, город так и не смог возродиться из руин. В 14 веке турки его разрушили окончательно, а наводнения и землетрясения заставили людей надолго забыть об этих местах. 

Британский полковник и путешественник Уильям Люк, который остановился в этой местности в 1806 г., был первым, кто точно определил месторасположение древнего Диона. Своё открытие он опубликовал в 1835 году в третьем томе книги «Путешествие по Северной Греции». Археологические исследования в данном районе начались в 1928 г. и продолжаются в наши дни. 


 

Автор текста:  Ирина Дронова.   

Автор фотографий:  Олег Птицын.   

Специально для проекта "Греция от Greek.ru" 

НА КАРТЕ
загрузка карты...