История п-ва Халкидики

Археологические раскопки в пещере Петралона в Халкидиках доказывают, что человек появился здесь более 700 000 лет назад. Там же были найдены орудия труда и следы кострища. На территории полуострова были обнаружены окаменелые останки предшественников слонов, лошадей и других исчезнувших видов, а также гиен, черепах, носорогов, пантер, лис, волков, оленей, кабанов и даже медведя. 

  

Поселения организованного общества появились на Халкидиках 4000 лет до н.э. Старейшие ее жители были фракийцы и пеласги. С VIII в. до н.э. в районе основывают свои колонии выходцы с острова Эвбея - из городов Эретрия и Халкида. Наиболее многочисленными были колонисты из Халкиды, которые назвали свою колонию «Халкидика во Фракии». Название Халкидика, а затем Халкидики перешло в дальнейшем на весь полуостров. Позднее на Халкидиках свои колонии основывают жители Коринфа и острова Андрос. Так появляются значительные города древности: Потидея, Сани, Афитос, Олинфос, Торони, Аканфос, Менди и др.  

В конце VI - начале V в. до н.э. персы завоевывают греческие города Малой Азии и некоторые близлежащие острова, включив их в Персидскую империю, вторгаются на территорию Фракии и Македонии. В 500 году до н.э. малоазийские города восстают против персидского ига. Повстанцы обращаются за помощью к полисам Эллады, но не получают ее: лишь Афины прислали скромную эскадру из 20 судов. Однако этого ничтожного предлога оказалось достаточно, чтобы в 492 году, подавив восстание, войска царя Дария I затеяли поход на Элладу. Во главе войска стоял зять царя - Мардоний. В его планы входило покорение Фракии и Македонии, а затем нападение на Афины. Часть воинов передвигалась по суше, другая часть вышла на кораблях вдоль побережья. Когда персидский флот огибал мыс Афон, поднялась сильная буря и потопила 300 кораблей, погибло 20 000 человек. А на суше на персов напали фракийцы, уничтожив многих воинов и ранив Мардония. В результате, понеся большие потери, персидская армия повернула назад. 
 
Греко-персидские войны

Этот эпизод относится к началу греко-персидских войн, в которые были вовлечены многие греческие города и области, в том числе Халкидики. Первая неудача не изменила планов Дария, и в 490 году до н.э. персидские войска, захватив остров Эвбею, вторглись в Аттику со стороны небольшого селения Марафон. Навстречу захватчикам выступили войска афинян под предводительством Мильтиада, и 12 сентября 490 года до н.э. состоялась знаменитая Марафонская битва, в которой персы потерпели сокрушительное поражение.

Следующий поход на греков был предпринят в 480 году до н.э. сыном Дария, Ксерксом. Царь постарался учесть ошибки предыдущих войн: так, чтобы оградить свой флот от опасностей плавания вокруг Афона, он приказал прорыть для судов двухкилометровый канал у основания полуострова, в районе современного поселка Неа-Рода (следы этого канала сохранились до сих пор). На Элладу двинулась огромная по тем временам армия числом около 200 тысяч человек и не менее мощный флот. Возглавил поход сам Ксеркс.

Перед лицом опасности греческие полисы заключили военный союз, во главе которого была поставлена Спарта. Спартанцы же дали персам первый серьезный бой в ущелье Фермопил – «воротах» в Среднюю Грецию – которое защищал небольшой отряд под предводительством спартанского царя Леонида. С огромным трудом преодолев Фермопилы, персы захватили Афины.

Однако основные военные силы греков – союзная армия и флот – были при этом сохранены. 28 сентября 480 года у острова Саламин состоялось морское сражение, в котором весь персидский флот был полностью разгромлен объединенными силами греков под фактическим командованием афинянина Фемистокла.

Потеряв флот, Ксеркс был вынужден вернуться в Малую Азию. Однако часть его армии под предводительством Мардония осталась в Беотии, другая часть под предводительством Артабаза I двинулась на восставшие против персов города на полуострове Халкидики. Они разрушили важный город Олинф, истребив его жителей, но Потидеи взять не смогли, т.к. после трех месяцев осады у берегов города начались отливы и приливы, что привело к гибели персидского флота.

В 479 г. до н.э. Мардоний предпринял новую попытку вторгнуться в Аттику. В том же году греческие войска под предводительством спартанца Павсания дали персам решительный бой у города Платеи, полностью разбив Мардония и окончательно положив конец замыслам персов. Затем грекам удалось освободить от персов греческие города Малой Азии и Эгейского моря. Датой окончания греко-персидских войн считается 449 г. до н.э.

После окончания греко-персидских войн многие города Халкидик вступили в Афинский морской союз. Но в 431 г. до н.э. город Потидеа вышел из него, что стало одной из причин Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой, в ходе которой были разрушены многие города Греции. 
 
Олинф

В 392 г. до н.э. 32 самых значительных города п-ва Халкидики объединились под предводительством города Олинфа в Союз Халкидик. Союз стал набирать силу, города процветать, контролируя морские пути и торговую деятельность Македонии. Македонский царь Филипп II попытался наладить отношения с Олинфом, но безрезультатно. Тогда в 348 г. Филипп напал на Олинф и, благодаря подкупу некоторых командиров, легко захватил город, полностью разрушив его, а людей превратив в рабов. С тех пор город на старом месте не восстанавливался и дошел до нас в виде археологической зоны с остатками фундаментов, мозаичных полов и некоторых других атрибутов комфортной и богатой жизни полиса. 

Мозаики в Олинфе  

Уничтожив таким образом главенствующий город Союза, Филипп подчинил себе другие города и присоединил Халкидики к Македонскому царству. Сын Филиппа, Александр Македонский Великий, продолжил расширение своего царства. Сестра Александра, Фессалоники (ее имя означает «победа над Фессалией») была выдана замуж за одного из македонских полководцев Кассандра. После смерти Александра в области Македония стал править Кассандр, который основал новый город Фессалоники (Салоники), а также города на Халкидиках: Кассандрия на месте Потидеи и Урануполис на мысе Афон.

В 168 г. до н.э. римляне захватывают Халкидики вместе со всей Македонией. Область приходит в упадок.

Появление Христианства и его распространение начинается примерно с 50 г. н.э., когда апостол Павел высадился в гавани современного города Кавала и отправился с проповедью по греческой земле, основав общины в Филиппах, Фессалониках и других городах. По разным преданиям, проповедовал он и на Халкидиках, например тайно крестил в Часовне Апостола Павла в Неа Фокье.

Часовня Апостола Павла в Неа Фокье

В 269 г. местность подвергается нападению готов и других варварских племен, что приводит к разрушению городов.

В 395 г. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную, Греция входит в состав Восточной Римской (Византийской) империи со столицей в Константинополе. Так начинается византийский период.

В VI в. Халкидики разоряются гуннами. Также учащаются нападения пиратов, что заставляет жителей оставлять прибрежные поселения и основывать деревни в горах.

История Афона в качестве монашеской республики начинается с благочестивого предания, согласно которому Божия Матерь и Евангелист Иоанн плыли на Кипр, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутника на берег неподалеку от того места, где сейчас находится монастырь Ивирон. Восхищенная красотой места, Божия Матерь попросила у Сына своего, чтобы он даровал ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие Твоим наследием и уделом и раем, а также спасительной гаванью для ищущих спасения».

Но только в VII в. полуостров действительно начинает становиться местом стечения монашествующих. А процесс превращения Афона именно в монашескую республику можно считать завершенным после выхода в 885 г. золотой буллы императора Василия I, которая разрешала проживание на полуострове только монахам, а белому духовенству и мирянам было предписано покинуть «незаконно занимаемый ими» удел Богородицы. Тогда же Афон получает статус особой области с самоуправлением. Древнейший из дошедших до нас монастырей – это Великая Лавра, основанная преподобным Афанасием в 963 году. К X в. относится также основание других крупных монастырей: Ватопеда, Ивирона, Дохиара, Филофея, Ксенофонта. 

Русский монастырь Святого Пантелеимона  

После X в. большая часть земель Халкидик переходит в управление святогорцев, образуются подворья афонских монастырей. Вокруг подворий появляется много новых поселений.

В XIII в. в районе хозяйничают крестоносцы, завоевавшие Константинополь в ходе IV Крестового похода. Они облагают жителей высокими податями, притесняют монахов Святой горы, а в последствии нападают на Афон, грабя, разрушая и сея смерть. В 1307 г. на Халкидики и Афон нападают каталонцы, также разрушая, грабя и убивая.

Турки завоевывают Фессалоники и затем Халкидики в 1430 г., т.е. раньше, чем Константинополь. И в 1453 г., после падения Византийской столицы, на полвека устанавливается османское правление. Афон также переходит под власть турецких владык. Впрочем, немедленное признание новой власти помогло монастырям сохранить свое имущество и получить от турецких властей особый статус для Афона как «места, где днем и ночью славится имя Бога» и «убежища для бедных и иноземцев». Благодаря этому афонскими монахами было спасено много беглецов, в том числе и женщин, которым еще с XI века было запрещено ступать на Святую землю и для которых было сделано исключение в период правления турок.

Турецкие власти разделили Халкидики на районы, которые платили налоги. Однако жители полуострова имели некоторые привилегии, благодаря тому, что многие земли относились к ведению монастырей Афона, имевшего, как говорилось выше, особый статус. Несмотря на это, местные греки также страдали от произвола осман. Но смогли сохранить свою веру и культуру, успешно занимались сельским хозяйством, шелководством, животноводством, разрабатывали серебряные и свинцовые рудники. Из двенадцати деревень, занимавшихся добычей металлов, ежегодно султану отправлялось около 270 кг серебра. Когда же залежи металла стали иссякать, жителям пришлось купить серебряные монеты и переплавить их, чтобы заплатить положенную дань султану. 

  Эммануил Паппас

Недовольство греков росло, а когда в 1821 г. на территории Греции началась борьба за независимость, в Халкидиках также вспыхнуло восстание под предводительством Эммануила Паппаса. К восставшим присоединились монахи с Афона. Поначалу успех был на стороне греков, но затем турки, благодаря подкреплению, получили перевес. Они захватывали город за городом, сжигая их и уничтожая население. На Святой горе Афон турки поставили гарнизон.

Несмотря на репрессии, жители Халкидик не раз продолжали попытки освобождения своих земель, но безуспешно, пока в 1912 г. Болгария, Греция, Сербия и Черногория не объединились в Балканский союз против Османской империи. В ходе Первой Балканской войны территория Халкидик была освобождена (7 октября 1912 г.). После завершения войны был подписан Лондонский мирный договор, по которому Османская империя отказывалась от своих европейских владений, кроме Стамбула, в пользу Балканского союза. 

Балканский союз  

Однако страны-участницы Союза не смогли договориться по территориальному вопросу. Например, на территорию Македонии, к которой относится и полуостров Халкидики, претендовали помимо Греции, Болгария и Сербия. В 1913 г. началась Вторая Балканская война - между участниками Союза, которая длилась всего месяц. В результате нее Греция не только отстояла отошедшие ей после Первой Балканской войны территории, в том числе Халкидики, но и присоединила новые, до этого занятые болгарами.

Греция также принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. В 1919 г. Греция, вдохновленная предыдущими победами, при пособничестве западных держав, ввязалась в войну с Турцией, желая восстановить земли в границах Византийской империи. Поражение в этой войне в 1922 г. повлекло за собой так называемую «малоазийскую катастрофу», в результате которой более двух миллионов греков были изгнаны с территории Малой Азии. В свою очередь из Греции были принудительно выселены мусульмане. Таким образом произошел обмен населением. 

Малоазийская катастрофа  

Большое число беженцев из Малой Азии было размещено в Халкидиках, в результате чего образовалось 27 новых поселений. Беженцы зачастую давали новым деревням названия со своей родины с частичкой «неа», что значит «новая». Они принесли с собой свои традиции, свою знаменитую константинопольскую кухню, свои танцы и песни, новые ремесла. Обезлюдевшие до этого Халкидики ожили и стали развиваться благодаря труду переселенцев, потерявших всё на своей родине в Малой Азии и начавших жизнь с нуля на новом месте.

Основными занятиями жителей оставались сельское хозяйство (в том числе выращивание пшеницы, табака, хлопка), рыболовство, пчеловодство и производство оливок и оливкового масла. В 60-70-х гг. XX в. в Халкидиках начал развиваться туризм, и на сегодняшний день это любимое место отдыха жителей Салоник, а также туристов из близлежащих Балканских стран, немцев и россиян. 

  

Автор текста: Наталья Годунова. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"