Средневековый город Родос

Средневековый город Родос

16.06.2009 09:12

Средневековый город Родос

Историческая справка

Город Родос был основан в 408 г. до н.э. на северной оконечности острова и был построен по цельному градостроительному плану, составленному Гипподамом из Милета. Античному городу наследовал византийский, несколько меньших размеров и имевший крепостные стены уже с VII в. Это первое византийское укрепление включало в себя только район, который позже, при рыцарях Св. Иоанна, назывался «Коллакион». В начале XII в., впрочем, стена была расширена, и стала огораживать площадь в 175 000 кв.м., прямоугольную в плане. Этот-то город и получили во владение рыцари ордена Св. Иоанна Иерусалимского в 1309 г.

С 1309 г. и в течение последующих двух веков Родос был административным и политическим центром рыцарского государства, которое охватывало большинство островов Додеканеса и помимо внутренних проблем должно было отвечать на постоянную угрозу со стороны мусульманского мира. Могучие стены города выстояли даже перед лицом осады Магомета II в 1480 г, которая закончилась поражением численно превосходящих войск турецкого султана.

Переломным моментом в истории Родоса является 1522 г., когда Сулейман Великолепный решил после изматывающей для населения города осады заключить договор с рыцарями. Рыцарский орден вынужден был сдать город туркам, оставить свою штаб-квартиру и переехать на Мальту, оставив на Родосе множество памятников – яркие следы своего присутствия на острове. Период турецкого ига продлился до 1912 г., а за ним сразу последовал период итальянской оккупации (1912-1948 гг.). Только в 1948 г. остров вошел в состав Греческого государства.

Общие сведения

Средневековый город Родос развился из района эллинистического города на северной оконечности одноименного острова. Письменные источники сообщают о наличии здесь уже с VII в. укрепления, которое обеспечивало защиту жителей города в случае вражеского нападения. Эти данные были подтверждены и археологическими раскопками.

Ранневизантийская крепость первоначально включала в себя только ту часть поселения, которая в эпоху владычества здесь рыцарей ордена Св. Иоанна Иерусалимского называлась Коллакион. Но по всей вероятности уже в конце XI в. или в XII в. эта крепость была расширена византийцами и включила в себя поселение, которое ранее находилось за ее стенами.

После прихода рыцарей Св. Иоанна на остров в 1309 г. укрепления города были еще больше расширены, город разросся в четыре раза по сравнению с византийской эпохой и превратился в полукруглое в плане поселение площадью 800 000 кв. м., замкнутое вокруг центральной гавани. Строительство новых стен постепенно адаптировалось к требованиям эпохи, которые изменились после введения в широкое обращение пороха и артиллерии. Ремонты и перестройки крепости Родоса в течение всего рыцарского владычества являются ярким свидетельством такого развития.

Новые укрепления подразумевали три линии обороны, последней из которых был крепостной комплекс дворца Великого Магистра ордена. Между этим комплексом и окружавшей весь город стеной была еще одна промежуточная линия обороны – стена, делившая город на две неравных части. Северная, меньшая часть, называлась Коллакионом и предназначалась исключительно для проживания членов рыцарского отряда. Ее главной магистралью была улица Иппотон (Рыцарей), которая начиналась от дворца Великого магистра и заканчивалась у замковой церкви Богородицы, а по обеим сторонам ее возвышались некогда важнейшие рыцарские постройки: церковь Св. Иоанна в Коллакионе, Языческая слобода, часовня Св. Троицы, больница и дома военачальников отряда. Прочее население жило в Бурге (т.е. Городе). Этот район пересекала широкая дорога – дромос Агорас (Рыночная улица), которая заканчивалась двумя важнейшими зданиями для той эпохи – церковью Богородицы Бургской и гостиницей Св. Екатерины.

Храм Св. Троицы

Церковь Св. Троицы принадлежит к типу крестовокупольных храмов и датируется концом XV в. или началом XVI в. Перекладины креста перекрыты несколько остроугольными скатами, в пересечении которых установлен восьмигранный купол. Памятник построен из местного туфа, но некоторые его части, такие как апсида и купол, отличаются особой тщательной кладкой.

Расписное убранство, которое украшало интерьер церкви св. Троицы, сегодня сохраняется лишь фрагментарно. В четырехграннике апсиды можно разглядеть Видение пророка Иезекииля, а в полукруглой части – Собор Апостолов и Сослужащих Отцов Церкви. Сцена Вознесения украшает потолок от купола до алтаря, а Снятие со Креста – конху при входе в храм. Особое значение имеют росписи западной зоны храма, где изображены сцены из Книги Бытия. Среди них можно увидеть Адама, дающего имена животным, Грех прародителей, Изгнание прародителей из Рая, Жертвоприношение Авеля, Ноев потоп.

Росписи церкви Св. Троицы принадлежат к уникальному классу родосской живописи. Судя по всему, они были выполнены около 1500 г.

Храм Св. Афанасия

Однонефный храм близ одноименных ворот города, сохранивший свое расписное убранство. Датируется XV в.

Во времена турецкого владычества использовался в качестве мусульманской мечети.

Храм Св. Екатерины

Церковь Св. Екатерины находится в еврейской слободе средневекового города. Это – первый православный храм, который был превращен в мечеть султаном Сулейманом Великолепным, за что и получил название Илк Михраб («Первый храм»).

Первоначальным ядром церкви был однонефный храм. Северный и южный приделы были пристроены в ходе позднейших строительных стадий, и на сегодня храм Св. Екатерины является трехнефным храмом. Три его части сообщаются между собой через большие полукруглые проходы, которые перекрыты таким же числом равными им по высоте арок.

В интерьере памятника различимы три живописных периода. Росписи среднего нефа (Деисус в четырехграннике апсиды, Сослужащие Отцы Церкви в полукруглой ее части, сцены Двунадесятых праздников в арке и святые в полный рост по стенам) датируются последней четвертью XIV в. и демонстрируют высочайшее качество палеологовской живописи. Из этого слоя следует еще упомянуть фигуры дарителей справа и слева от погрудного изображения Христа в верхней части западной стены.

Убранство северного придела состоит из сцен посвятительного характера и датируется концом XIV в. Наконец, росписи южного нефа, среди которых представлен весьма интересный житийный цикл, посвященный главной святой храма, относятся, судя по всему, к последней четверти XV в.

Замковый храм Богородицы (Панагия Кастру)

Церковь Панагия Кастру находится на восточной оконечности ул. Иппотон, в районе Коллакион средневекового города. Первоначально здание строилось, скорее всего, в XI в. как крестовокупольный храм. Эта архитектурная фаза прослеживается до уровня возведения арок.

После занятия Родоса рыцарями Св. Иоанна византийская церковь была перестроена и получила облик трехнефной готической базилики с поперечным нефом. Гербы домов Великого Магистра Элиона де Вилленёва и папы Иоанна ΧΧΙΙ (того самого, которого так поносят герои романа «Имя Розы»), сохранившиеся на окантовке центрального готического окна апсиды, заставляют датировать эту фазу между 1319 и 1334 гг.

Западная часть храма соединяется с крепостной стеной, выходящей к морю, и с внешней стороны оформлена как прямоугольная башня. На западной стене, над центральным входом сохраняется большая прямоугольная рамка, в которой некогда находилась утраченная сегодня картина, темой которой была Богоматерь со святыми и рыцарями.

Во времена турецкого ига храм был превращен в мусульманскую мечеть и назван Эдерум Джами. В ту же эпоху был построен портик, а у южной стороны был возведен минарет. Оба этих добавления были снесены во время проведения работ по восстановлению памятника в период итальянской оккупации острова.

Из живописного оформления церкви сохранились лишь незначительные фрагменты. Из них следует упомянуть Богородицу с Младенцем и пару святых на северо-западной колонне (вторая четверть XIV в.), а также фигуру Св. Лючии на южной стене, скорее всего, принадлежащую кисти западноевропейского живописца (вторая половина XIV в.).

Гостиница Св. Екатерины

Гостиница Св. Екатерины находится в районе Бургос средневекового Родоса. Она была построена в 1391-92 гг. при Великом Магистре Эредии итальянцем Доменико д'Аллеманья, адмиралом Ордена Св. Иоанна. Он был одной из замечательных личностей этой эпохи и владел значительными денежными средствами. В договоре о постройке гостиницы в 1391 г. говорится, что она построена «в городе Родос близ стен у ворот, которые вели к мельнице» и уже с 1465 г. назывались «воротами Св. Екатерины». Место, где располагается здание, хорошо просматривалось, так как было расположено по оси торговой площади, где установлена памятная дата 1516 г. Гостиница, которая предназначалась только для знатных посетителей Родоса, эксплуатировалась уже с 1394-95 гг., и по сообщению путешественника Николле де Мартони являлась «прекрасной и блистательной со многими и красивыми комнатами со многими и прекрасными ложами».

Здание было почти полностью разрушено во время осады 1480 г. и землетрясения 1481 г. Его восстановление было осуществлено Констанцо Оперти в 1516 г., во времена Великого Магистра Фабрицио дель Карретто, как указывает памятный знак, встроенный в западную стену здания. Бомбардировками союзников в 1944 г. была разрушена восточная сторона здания вместе со множеством других строений в самом центре еврейской общины. В годы, последовавшие за хаосом войны, сохранившаяся часть здания сиротливо разрушалась в опустевшем квартале. И лишь мигранты с других островов незаконно селились в этих развалинах до 1986 г.

Храм Св. Параскевы

Церковь Св. Параскевы относится к типу крестовокупольных храмов и датируется концом XV в. или началом XVI в. Три конца креста имеют одинаковую длину, а восточный конец несколько короче. Все они перекрыты островерхими сводами. На пересечении перекладин креста возвышается купол с двенадцатигранным барабаном, с четырьмя окнами, смотрящими на четыре стороны света. Следует отметить особо тщательную блочную кладку туфовых стен храма, которая наблюдается также в некоторых рыцарских постройках той же эпохи на Родосе. В северном углу храма под землей находился погребальный склеп.

Во времена турецкого ига памятник служил мечетью под названием Такеджи Джами.

Храм Св. Троицы по улице Иппотон

Еще одна церковь Св. Троицы находится на улице Иппотон. Он была кафедральным собором рыцарей ордена Св. Иоанна и, следовательно, была католической. Первоначально она была однонефной и закрывалась монолитным сводом. Во времена турецкого владычества она была превращена в мечеть (Хан Заде Мескиди). Именно от этой эпохи сохранился эллипсоидный купол, которым сейчас увенчан памятник.

Над главным входом, который находится по улице Иппотон, сохранился герб Святого Престола, рядом с английскими гербами. Основание здания, которое скорее всего было осуществлено англичанами, датируется между 1365 и 1374 гг. В XV в. по невыясненным причинам здание перешло ко французской общине.

Из росписей, которые некогда украшали интерьер памятника, сохранились лишь незначительные фрагменты, с явными исправлениями, внесенными при консервации памятника итальянцами в ХХ в. В четырехгранной зоне апсиды изображен редкий в иконографии сюжет Благословенного трона: Бог Саваоф восседает на троне и держит на руках Распятого. Речь идет о западном изводе темы Св. Троицы. Именно этой фреске храм и обязан своим нынешним названием. По краям этой центральной композиции изображены Богородица и Иоанн Креститель, а полукруглую зону апсиды украшают сослужащие Отцы Церкви. Роспись храма, очевидно, была выполнена в конце XV в. или начале XVI в.

Дмитрий Кикоть. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 11229

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru