Антики: подлинное обаяние копий

09.11.2009 14:01

Антики: подлинное обаяние копий

Гипсовые слепки с произведений античной скульптуры, признававшихся образцами, служили основой и стержнем традиционной академической системы обучения изобразительной грамоте. В академическом обиходе, где их называли «гипсами» или «антиками», они использовались как обязательная и основная модель для учебного рисования.

Слепки, показанные в залах Галереи искусств Церетели, воспроизводят преимущественно римские копии с греческих оригиналов, создававшихся в разные эпохи: в классический (V-IV вв. до н.э.), эллинистический (IV-I вв. до н.э.) и римский (кон. I до н.э. – нач.IV в. н.э.) периоды. Этими экспонатами представлены те статуи, слепки с которых не одно столетие служили постоянными моделями для академического рисунка: Боргезский боец; Апполино; Афродита Медичи или Венера Медицейская; бюст Гомера, представляющие важнейшие вехи в историческом развитии греческого искусства, а также особо популярные в наше время, как Ника Самофракийская. Они составляют часть обширной коллекции слепков, собранной в конце XIX – начале XX века выдающимся русским учёным-антиковедом И.В.Цветаевым (1847-1913) для задуманного им Музея изящных искусств, который был открыт в Москве в 1912 году и впоследствии переименован в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Из этого музея слепки поступили в Российскую академию художеств в 2000 году.

В эпоху Ренессанса произведения античного искусства приобрели в сознании общества статус наиболее совершенных образцов, соединивших в себе высшую правду с высшей красотой. Апогеем античного искусства и первообразом всех его последующих достижений признавалась греческая классика V-IV вв. до н.э.

До XIX века скульптура классической Греции была доступна почти исключительно через посредство римских копий. Эти древние копии стали тогда предметом воспроизведения в гипсе для учебных целей. Относительная дешевизна и точность передачи объёмов способствовали широкому распространению гипсовых слепков по всем художественным академиям Западной Европы. В XVIII веке традиции рисования гипсовых слепков с древних статуй распространилась и укоренилась в России. Так, в академии художеств учащийся мог приступить к рисунку с живой натуры лишь после успешного окончания класса гипсов; это требование с некоторыми модификациями оставалось действительным до конца XIX века.

После реформы Российской академии художеств в 1893-1894 гг. роль гипсов в учебном процессе заметно уменьшилась. В конце 1910-х годов представителями радикальных антиакадемических направлений были даже предприняты попытки вовсе исключить их из обучения. Однако очень скоро стало ясно, что с целями художественного образования действия такого рода несовместимы. Жизнь убедительно показала и продолжает показывать, что рисование гипсов, приобщающее будущих художников к великому наследию античной пластики, является для них важным средством усвоения основ мастерства и профессиональной культуры.

Увидеть совершенные образцы античной скульптуры можно до 26 декабря.

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 4700

ИСТОЧНИК: http://a-rbi.ru/





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.