ИВАН САВВИДИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К САНТЕ

ИВАН САВВИДИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ  К САНТЕ

15.07.2003 00:00

ИВАН САВВИДИ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К САНТЕ

На небольшом холме за селом Прохома, что в тридцати километрах от Салоник величесвенно возвышается огромная для этих мест церковь Святой Троицы. Это церковь – архитектурная копия той, которая была установлена греками села Санты в Грузии. Это уже третья церковь, которая построена нашими соотечественниками на истрической Родине.  В первый день литургии церкви в Прохоме собралось более двух тысяч наших соотечественников. Приехали на торжества президента федерации гречсеких общесв России Владимир Каишев. Приехал и Митрополит Валакаламский Питирим. Лица всех присутствующих светились от радости и счастья. Рядом с церковью построено здание. Это клуб или приют, главное здесь ест все, чтобы это место стало настоящим духовным центром наших соотечесвенников. Автором и исполнителем идеи возведения храма Святой Троицы явялется наш соотечесвенник Иван Саввиди.  Так ему наказал отец - Игнат, котрой покоится  на сельском кладбище рядом с женой.

Для Ивана Саввиди – депутата Ростовского областного Совета и президента ОАО «Донской Табак» создание церкви своего рода, хоть и долгое, но  возвращение к Санте – селу в котором родился и провел детские годы. Именно там, а далекой грузинской Санте он получил первые уроки  жизни, которые ему понадобились очень даже в жизни. Он сам признается сегодян, что несмотря на то что с молодости (после армии) оказался в российском городе Ростове на дону, где во многом сформировалось его мировозрение , «Санта , родительский дом – это как родина, которую ни сердце, ни душва не могут вычеркнуть из памяти».
Сегодня его все называют Иван Игнатьевич, это из уважения. Человек он известный в кругах российских промышленников. Авторитет, потому что смог остаться самим собой, не протерять  своих изначальных качеств, которые, кстати и помогли ему «выйти в люди» и сегодня заниматься не только своим бизнесом,но и общесвенными делами, на которые нужны и время и деньги.
С Грецией Иван Саввиди  связывает многое, главное, здесь живут его сестра и братья. Они из братьев – Георгий стал успешный предпринимателем. В селе Прохома похоронены его родители. В семье было восемь детей. Все они – репатриировав  в Грецию -стали видными членами нового общества, никто не ждать «манны небеснной», а приложил все усилия для создания новой прекрасной жизни. Не этой ли идеей руководствововалось большинство принимая решение покинуть насиженные места в бывшем Советском Союзе?
Иван Саввиди решил остаться в Ростове:  «Я уже не представлял себя вне Ростова, вне жизни в этом городе, вне своего предприятия. Здесь было и есть все, чтобы проявить себя . Еще бы,  Приехав сюда  после армии уже не возвращался в Грузию. Поэтому считаю себя россиянином. А Санта – это воспоминание о детстве, это дань моим предкам , это память о моих родителях, вынесших все невзгоды несладкой жизни, вырастивших меня и моих сестер и брата»

Нет, наверное, в Ростове такого человека, который не знал бы Ивана Саввиди.  Я о нем впервые услыша от своих ростовских друзей – коллег журналистов.  И вот спустя несколько лет познакомились в Прохоме на открытии церкви, которую он построил для своего народа. В России Иван Саввиди хорошо известен и как генеральный директор «Донского Табака», и как действующий депутат Законодательного Собрания.
- Иван Игнатьевич, для всех нас «определителем», если можно так сказать нашей жизни во многом является семья. Расскажите о своих людях, о том, что вам запомнилось из детства.
- Я родился в далекой горной деревушке в Грузии. В ней всего-то было 120 домов. О семье судили по тому, сколько в ней было детей. Пять детей считалось нормальным делом, случалось и по десять, а в одной семье, представляете, было даже 16 детей. У моих родителей я — восьмой, самый младший. А между семьями шло такое необъявленное соревнование: сколько детишек смогут получить высшее образование. А ведь для селян это было ох, как нелегко. Так вот, наша деревня дала стране многих членов-корреспондентов Академии Наук СССР, докторов наук, известных врачей. И так уж выходило, что если я хороший сын, я должен чего-то в жизни добиться, как говориться, выйти в люди. И вот до 30 лет я мечтал стать доктором математических наук. Если бы родители сейчас в таком правильном духе воспитывали бы своих детей, и наши ростовские ребятишки также тянулись к знаниям как мы тогда, многих проблем удалось бы избежать.
-Что дали Вам родители, чему Вы сами хотели у них научиться?
Трудолюбию, упорству, работоспособности огромной учился от отца. А любви, силе внутренней, богатству души — у матери. До сих пор, уже почти до 44 лет дожил, мамы уже год, как нет на свете, но все свои поступки мысленно сверяю: не пришлось бы маме за меня краснеть, могла бы она мной гордиться? Такая вот у меня главная мера по отношению ко всему. Моя мама — это мой Бог. Кстати, девичья фамилия матери — Асланиди. Эта фамилия известна в табачном мире еще с дореволюционных времен. Владимир Асмолов, создавая свою табачную Империю на Дону, объединил в концерн несколько фабрик, в том числе и фабрику братьев Асланиди. Что это, как ни провидение!
-    А что было после школы
-    -Школу, кстати, закончил здесь, в Ростовской области. После школы пошел в армию. Служил в Сибири. Тогда фильм как раз вышел — «Рожденная революцией». Про то, как наша милиция стояла на страже Родины всю советскую историю. Все вы, наверное, это замечательное кино смотрели. И вот после этого фильма я решил, что обязательно пойду работать в уголовный розыск. И поехал в Москву учиться. А мне там сказали: «Молодой человек, мы только москвичей принимаем». Я тогда первый раз по Красной площади проходил и думал, что кто-то может здесь гулять как хозяин, а кому-то: «Иди отсюда». Не должно так быть. Вообще, чувство справедливости у меня развито остро. И по отношению к себе, и к другим.
- Как получилось, что Вы пришли работать на «табачную фабрику»?
- Я вернулся в Ростов. Здесь меня ждали серьезные трудности: нет прописки, нет работы, нет жилья. И вот сижу на площади Ленина, голодный, открываю газету и читаю, что на табачную фабрику приглашаются работники. Им дают бесплатные талоны на питание и бесплатное молоко. На следующий день пришел в отдел кадров. Говорю: «Мне, пожалуйста, в цех, где дают талоны на бесплатное питание и молоко». И меня направляют в табачный цех. Работа — тяжелейшая: всю смену не присев возить табак. И еще мусор убирать. А я был все равно счастлив, мне ж талон на питание дают! А талон этот был пятидесятикопеечный: я в один день брал в столовой манную кашу и кусков 10 хлеба, и мне еще и сдачу давали — копеек 25-30. На следующий день прибавлял к талону эти 25 копеек и брал уже и первое, и второе. Это был уже царский обед. Так вот и начинался трудовой стаж…
Войти в «табачную семью» было совсем непросто. Ведь на фабрике целые потомственные рабочие династии трудились. И просто так, за красивые глаза, в эту семью не принимали. Были даже моменты, когда я говорил себе, что чувствую себя занозой в табачном теле. Присматривались ко мне долго. Хотя с первых же дней люди, и я очень благодарен им за это, относились ко мне как к своему ребенку.
И вот постепенно мысли о том, что я пришел работать временно, что работа грязная и тяжелая, что мечтал о другом, куда-то ушли. Месяц за месяцем, год за годом вот уже 22 года я на табачной фабрике. И в какой-то момент, это произошло незаметно, вдруг понял, что «табачная семья» меня приняла.
- Иван Саввидис курит?
- Иван Саввиди, вообще, призывает не курить! Я сам курил три пачки в день, — это, пожалуй, была моя самая большая ошибка, — и в одночасье бросил. Кстати, легче, чем бросить курить, в жизни ничего нет. Главное — желание.
- Как же это вяжется с вашей работой — руководством табачной фабрикой?
В том, что тысячи людей сейчас курят — не их вина. Они так воспитаны. Принудить всех разом бросить мы тоже не можем. Значит, кто-то должен обеспечить их качественным, наименее вредным и вместе с тем доступным по цене табаком. И я искренне хочу, чтобы сигареты, также как и все, что мы потребляем, было наше, отечественное. В этом — патриотизм, как я его понимаю.
А при этом мы просто обязаны сделать так, чтобы новое поколение росло без этой пагубной привычки. И я верю, когда-нибудь настанет этот день. А мы, табачники, как хорошие работники, без дела никогда не останемся.

София Прокопиду. Салоники

КОЛ-ВО ПОКАЗОВ: 10592

ИСТОЧНИК:





КОММЕНТАРИИ

Форум для отзывов 11 не существует.